Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Молодежное служение / Беседы с юношеством по вопросам пола /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Руководительницам девичьих отделов
• О руководителях юношества
• О руководителях юношеских организаций
• Церковь и молодежь
• Протокол
• Меморандум
• Беседы с юношеством по вопросам пола
• Введение
• Глава 1
• Глава 2
• Глава 3
• Заключение
• О совместной работе с юношами и девушками
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ГЛАВА I

Жизнь пола в человеке является самой трудной и неустроенной стороной в нас. Некоторые люди всю жизнь свою проводят или в рабстве полу, или в напряженной борьбе с ним, так что нередко возникает мысль, что пол дан человеку в проклятие, в наказание. Было бы легкомысленным отрицать все те мучительные трудности, которыми заполняется наша жизнь благодаря полу; было бы близоруким не замечать того, какое огромное значение в жизни человека принадлежит полу. Но было бы еще большей ошибкой презирать пол или гнушаться им, не замечать того светлого и великого, что рождается из глубины пола. Можно сказать, что в жизни пола перед нами выступает задача устроения его; мы должны бороться за то, чтобы создать в нас правильную жизнь пола, должны искать ее. Ни отвержение пола, ни беззаботное следование всем его движениям не дают этой правильной жизни, и часто люди жестоко платятся или за свое легкомыслие, или за свое презрение в отношении к полу. Во внутренней жизни человека, в развитии в нем личности, в раскрытии всех ее даров огромное значение имеет здоровая и правильная жизнь пола. Вот почему так важно понимать самого себя именно в этой стороне и уметь направлять свою жизнь по правильному пути Этот правильный путь есть, с одной стороны, правильная и освященная брачная жизнь, с другой стороны, чистота и целомудрие до брака. Мы убедимся в справедливости этого основного для нас положения при анализе жизни пола, но особенно убедительными оказываются здесь ошибки и извращения, которые разрушают здоровую жизнь и тем свидетельствуют о том, что должно соблюдать для сохранения и расцвета личности.

Ни в одной сфере нашей жизни не выступает с такой силой значение и правда свободы, данной человеку, как именно в этой области. Есть немало сторон в человеке, к которым невозможно или ненужно свободное отношение, которые развиваются и живут независимо от воли человека. В этих сферах потребности и желания обычно являются достаточными регуляторами: таковы в нас питание, отдых, сон и т. д. Я не хочу этим сказать, что эти области находятся совершенно вне контроля нашего разума, но если взять нормальную культурную обстановку, то обычно уже с детства мы приобретаем здесь ряд привычек, которые, вместе с чувствами и желаниями, удовлетворительно справляются с тем, чтобы контролировать эти стороны жизни. У животных и жизнь пола тоже регулируется таким контролем потребностей и желаний, в человеке же жизнь пола не только очень сложна, но и очень неустроена, образуя сферу, в которой нельзя жить по велению одних чувств и потребностей, где неизбежно, неустранимо участие воли, а потому и свободы нашей. Кто хочет и в сфере пола жить указаниями чувств и желаний, тот вовсе не уходит от свободы, а просто отказывается от разумной регуляции жизни пола и выбирает ту внеразумную регуляцию, которая дана в наших чувствах и желаниях. Это уже есть выбор, уже есть проявление свободы, за которое мы несем ответственность (прежде всего перед самими собой). Тем более важно в молодые годы с полной ясностью сознавать, что в жизни пола не-позволителен импрессионизм (следование одним лишь влечениям и чувствам), что необходимо разумно разобраться в этой сфере и найти для себя правильный путь самоустроения. Тут же хотел бы я подчеркнуть, вопреки ходячему мнению, что, как бы ни были тяжелы ошибки в сфере пола, допущенные по легкомыслию или под влиянием других людей, их не следует считать непоправимыми. Мне не раз приходилось встречать молодых людей, которые, допустив ошибку и грех в сфере пола, в отчаянии приходили к выводу, что для них путь чистоты закрыт навсегда. Это глубокое и очень вредное заблуждение. Надо с полной ясностью сознать, что всякий грех, прощенный нам, навсегда уходит из души, которая омывается и очищается слезами покаяния; чистота души может быть восстановлена, а половая чистота есть тоже прежде всего и больше всего чистота души. Поэтому должно беречь себя всячески от падения, но, впавши в грех, нужно бежать от отчаяния и малодушия и искать восстановления чистоты. Я не хочу этим всем ослабить значение девственности, физической чистоты: значение ее так велико, так глубоко, что во всех религиях особенно чтится девственность. Сохранение физической чистоты является величайшим благом, источником духовной силы и крепости. Но все это не должно принижать значение и душевной чистоты. И если потеря физической чистоты ничем не вознаградима, то потеря душевной чистоты может быть восстановлена через покаяние.

Мы обратимся сейчас к изучению жизни пола в нас, и здесь нам не может не броситься сразу в глаза исключительное значение, которое принадлежит в этом отношении отрочеству и юности, т. е. тем годам, на которые падает так называемое половое созревание и которые занимают периоды у мальчиков от 13 - 14 до 25 лет, у девочек от 11 - 12 до 23 лет. Эти годы стоят между детством и зрелостью; в них заключена вся та большая работа, которую мы проходим в эти годы перелома. Физическое, психическое и социальное созревание заканчивается в эти годы, но самое существенное место в этот переходный период принадлежит половому созреванию, которое сообщает переходному периоду самые типические и существенные черты. И как раз именно в эти годы, как это будет разъяснено ниже, с особенной силой проявляется основная и роковая неустроенность сферы пола, которая в эти годы дает картину резкого раздвоения, как бы распада сил пола на две различные сферы. На одной стороне сосредоточивается сексуальность, обнимающая чисто телесную сторону пола и все те психические движения, которые связаны с этой телесной стороной пола, а на друтой стороне обособленно, а порой и в резком отвержении сексуальности выступает эрос, движения любви и искания чисто духовного слияния с любимым существом. И эрос и сексуальность одинаково являются проявлениями пола, но в их разъединении, а порой и антагонизме с полной ясностью выступает сложность пола в нас, как духовно-телесной силы. Правильное устроение пола как раз и заключается в преодолении этой двойственности, в восстановлении той целостности, которой ищет всякая душа. Самые развращенные люди, ушедшие целиком в сексуальность и растерявшие все порывы эроса, время от времени испытывают такуго тоску о целостной жизни пола, о сочетании сексуальности и любви, что этим они лучше всего свидетельствуют из глубин своего падения о том законе целостности, который они легкомысленно попрали. Раздельное переживани сексуальных влечений и исканий есть неправда, есть грех, что глубоко чувствуют более чуткие натуры и о чем они сильно мучаются.

Для того чтобы разобраться в тех трудностях, на которые мы только что указали, проследим несколько подробнее развитие жизни пола в нас.

Собственно говоря, проявления сферы пола можно заметить очень рано, быть может даже на первом году жизни. Но пока еще не началось половое созревание, жизнь пола носит, как говорят, недифференцированный характер. Телесные органы пола развиты очень мало, все тело, как говорят, имеет "эрогенный" характер, т. е. может служить источником полового возбуждения. Лишь при половом созревании на первый план выступает так называемая генитальная зона, т. е. зона расположения телесных органов пола. Неопределенность жизни пола в детстве, эрогенность всего тела являются опасными в том смысле, что здесь нередко возникает (особенно у мальчиков) тайный порок, смысл которого заключается в том, что подросток путем раздражения тела и органов пола стремится вызвать половые переживания. Это есть глубочайшее извращение пола, ибо весь смысл, вся функция пола как раз заключается в соединении с существом другого пола. Неестественность упомянутого порока не мешает его распространенности, что объясняется тем, что до созревания все тело легко может стать источником полового возбуждения. Существуют и преждевременные проявления эроса, та детская влюбленность, в которой нет ни одного грана сексуальности, но которая свидетельствует о раннем пробуждении эро-са, а следовательно и пола. Очень часто в этот период (особенно с девяти лет) дети особенно жадно впитывают в себя различные дурные влияния - разыскивают порнографические картинки, грязную литературу, с нездоровым любопытством вглядываются в жизнь взрослых. Воображение в эту пору нередко оказывает очень плохую услугу детям, занимая их душу ненужными картинами. В общем, однако, все те искушения и дурные влияния, которым подвергаются дети (особенно мальчики) до созревания, являются пустыми и бессильными (говорю это, не имея в виду особенно крайних случаев преждевременного полового развития). Настоящую же опасность несут с собой как раз годы созревания - словно здесь подростки, теряя почву под ногами, оказываются подхваченными какими-то новыми, сильными влечениями, которые часто с неотразимой силой овладевают ими, смущают и тревожат их, разбивая все преграды, устраняя все препятствия. Какая-то темная перспектива, темная бесконечность выступает перед ними, влечет и овладевает ими, и подростки теряют власть над собой, вступают в новую, непонятную, жуткую, но влекущую к себе жизнь, которая сосредоточена либо возле сексуальности, либо возле эроса, либо - что бывает реже - одновременно включая оба рода влечений.

Период полового созревания есть прежде всего период усиленного развития органов пола. Эрогенность всего тела чрезвычайно ослабевает, хотя никогда до конца не исчезает, зато чрезвычайно повышается возбудимость генитальной зоны. Особенное развитие телесных органов пола ведет к тому, что пол становится как бы сосредоточенным в своей телесной стороне, точнее говоря - телесная сторона пола приобретает такой законченный, определенный характер, что она выдвигается на первый план. В силу этого сознание пола, вся та психическая жизнь в нас, которая связана с полом и зависит от него, в части своей становится особенно близкой к этой телесности пола, становится чувствительной к ее явлениям, к процессам, в ней протекающим. Этим как раз создается чрезвычайно важное раздвоение в сознании пола: прежде всего в сознании очень ярко выступает то, что прямым и непосредственным образом обращено к телесной стороне пола. Мы назвали эту сторону в сознании пола сексуальностью, разумея под ней все, что связано в нашей душе с телесной жизнью пола, т. е. и сознание тех или иных движений, процессов в этой стороне и вспыхивающие здесь стремления, желания, замыслы. Сексуальность, иначе говоря сексуальное сознание может быть очень слабым и сдержанным, может быть очень туманным и неясным (чем и характеризуется психическая "чистота" особенно у девушек, но иногда и у юношей). В силу физиологическо-анатомических особенностей мужского организма сексуальное сознание у юношей очень легко может приобрести яркий, отчетливый характер. Нередко эта яркость обусловливается вовсе не изнутри, не остротой внутренних процессов, а влиянием воображения, которое заостряет и усиливает те даже маленькие переживания, которые растут изнутри. Но одной сексуальностью вовсе не исчерпывается сознание пола (говорю все время о периоде полового созревания и дальше): рядом с сексуальностью пробуждается и могуче развивается чисто духовная потребность любви, потребность человеческого, полного, всецелого единения с любимым существом. Мы назвали выше всю эту огромную область переживаний эросом в человеке и будем прежде всего помнить о действительной силе этого различия между сексуальностью и эросом в нас. Конечно, обе эти сферы переживаний восходят к одному и тому же корню в нас - к полу, но и содержание двух сфер переживаний и их развитие и влияние, их значение в жизни нашей настолько различны, что никак невозможно забывать или йедостаточно учитывать это различие. Восходя к одному и тому же корню, обе сферы не разделены совершенно; в нормальном и духовно здоровом человеке обе сферы находятся в глубокой связности, причем сексуальная сфера в душе не только подчинена эросу в нас, но и все ее назначение - быть проводником и раскрытием того, чем живет сфера эроса. Тело вообще есть "инструмент" души, оно служит для души и сферой ее воплощения в мире и средством осуществления того, что есть в душе, но особенно сильно это сказывается в поле. Жизнь пола проявляется не только в потребности сексуальной жизни, но еще больше - в потребности любви; телесное сближение является лишь частью этой потребности, которой оно подчинено. Сама по себе двойственность сексуальности и эроса должна быть побеждена, и она действительно устраняется в той целостной жизни, которая создается образованием семьи, - вне же семьи она неразрешима.

Приглядимся теперь пристальнее к психологии отрочества и юности в отношении к жизни пола.

Уже при приближении полового созревания, а особенно в течение его приходится отмечать в юной душе чрезвычайную неуравновешенность, противоречия, повышенную раздражительность, частую смену настроений. Юное существо не понимает, что в нем происходит, не знает, чего оно собственно хочет; в глубине всего того, что происходит в душе, есть томление и тоска, жажда всецелой самоотдачи и какая-то тяжелая невыразимость и неосуществимость того, что мутит душу. Юноша часто очень резко разрывает со всем тем, к чему его приучали, спорит со старшими, критикует их - так сказывается появление в глубине существа новой жизни, в которой личность чувствует себя свободной, предоставленной самой себе. Именно к этому времени и относится неожиданное (часто, впрочем, неясно переживаемое) расхождение двух токов в душевной жизни - сексуальности и эроса. Если воображение не бьшо преждевременно раздражено, то первоначально эти два тока еще неясно сознаются в своем различии - во всяком случае нормально на первый план в сознании выступают движения эроса. Девочки хотят "нравиться", начинают усиленно заботиться о своей наружности, ищут общества мальчиков, становятся "маленькими женщинами". А мальчики напряженно стремятся казаться старше своих лет, испытывают острый интерес ко всему, что вводит их в мир отношений между мужчинами и женщинами, влюбляются и т. д. Если воображение подростка не пробуждено преждевременно, не испорчено, то сфера эроса господствует в душе, а сексуальность как-то незаметно ютится тут же, не заявляя о себе громко. Но в случае преждевременного развития воображения и порчи его сексуальность вытесняет движения эроса, становится на первое место и нередко толкает подростков на опасные затеи, порой даже ведет к раннему падению, к тайным порокам и извращениям. Сексуальное возбуждение, преждевременно загорающееся в душе, приобретает нередко столь стремительный и бурный характер, что с ним просто трудно совладать. Тем более важно сбросить с себя чары этого возбуждения - пройти эти опасные точки - это даст и сознание своей силы, и опыт освобождения от томления сексуальности. Достаточно уйти в физическую или умственную работу, чтобы душе стало легче справляться с томительным зовом сексуальности. Вообще сексуальное возбуждение, в существе своем, вовсе не так сильно - оно бурно и стремительно, оно настойчиво и упорно, но легко и стихает, легко скрывается вглубь, если отвлечь внимание, в острые минуты, от него.

Почему энергия пола не уходит целиком в сексуальность, но рядом с ней создает огромную и глубокую потребность любви? Чтобы понять эту коренную двойственность в проявлениях пола у нас, надо посчитаться с одним законом психологии, который я называю законом "двойного выражения" чувств. Этот закон устанавливает что всякое эмоциональное движение в нас непременно имеет две стороны в своем выражении - телесную и психическую, - причем обе эти стороны друг друга не заменяют, чрезвычайно связаны одна с другой, а в то же время и не подчинены одна другой, так что каждая сторона развивается самостоятельно. Этот закон имеет свое значение и в жизни пола. Энергия пола переходит в половую энергию (ее телесное выражение), но она имеет и свое психическое выражение - называемое нами потребностью любви. Это одно из самых глубоких и творческих движений в нас, и суть его, как это превосходно было показано Вл. Соловьевым (в статье "Смысл любви" // Соч. Т. VI), заключается в глубокой потребности выйти за пределы своей личности и достигнуть всецелого и глубокого соединения с любимым существом. Потребность любви есть проявление невозможности для нас остаться всецело в себе самом - она есть отказ от себя, стремление отдать себя другому (любимому) существу, слиться с ним. Духовная глубина и творческий смысл любви обнаруживаются не только в этом, но и в самом существе переживаний любви. Любовь открывает душе нашей огромное счастье, сообщает такое одушевление, такую радость, как бы окрыляет нас, что когда мы любим кого-либо одного, то начинаем любить всех, все в мире светлеет для нас, преображается и сияет. В любви скрыта огромная сила преображения, благодаря которой все в мире воспринимается нами "поэтически", мы все любим, обо всем радуемся, на все отзываемся. А тот человек, которого мы любим, находится в самом центре этого слияния, от него как бы исхбдят лучи, льющие радость и свет, кладущие печать красоты на любимого человека. Самые сухие и черствые люди меняются, когда в них вспыхивает чувство любви, душа их размягчается и радуется. С внешней точки зрения человек, которого мы любим, представляется таким же, как все, а для любя-щего взора он кажется единственным, несравненным и незамени-мым. Это называют часто идеализацией, - и это верно в том смысле, что в любви мы видим человека прекраснее и лучше, чем видят его другие. Вл. Соловьев прекрасно раскрыл смысл этой идеализации - дело здесь в том, что сквозь оболочку, порой не очень даже хорошую, мы, в свете любви, как бы прикасаемся к скрытой (в каждом человеке) идеальной стороне его, к тому образу Божию который прикрыт внешностью и часто задавлен ею. Сила зрения любви и заключается в том, что мы живо и непосредственно переживаем эту (скрытую) красоту в любимом человеке как самую настоящую и поддинную суть человека и не можем оторваться от нее хотели бы всегда и во всем быть с любимым человеком. Когда вспыхивает в нас любовь, все иное для нас становится уже на втором месте; все, что помогает нам приблизиться к любимому человеку, дорого и мило нам, все, что отделяет нас от него, раздражает и сердит нас. В любви открывается такая полнота жизни, такое глубокое счастье, что тут впервые открывается, что нет ничего в мире краше любви, что вне этого душа живет тусклой, бессодержательной жизнью, что путь любви есть именно то, что нужно душе, ддя чего пришла она в мир. Кто знал такую любовь, тот как бы нашел точку опоры в вечности и навсегда, на всю жизнь уже нашел смысл жизни для себя.

Потребность любви, вспыхивающая у подростков, есть смутное искание молодой душой этой удивительной, счастливой, глубокой жизни, которую мы называем любовью. В потребности любви с необычайной силой обнаруживается духовная природа человека - ибо сексуальность ясно и резко становится лишь путем выражения той внутренней жизни, которая открывается в любви. Чем чище юноша, тем сильнее и победнее сказывается в нем именно духовное томление, потребность полюбить кого-нибудь и быть им любимым. Нельзя любить, не ожидая ответной любви: в потребности любви ответной заключена такая неистребимая сила, такая энергия надежды, что даже в случаях бесспорной безнадежности душа не только не перестает любить, но еще сильнее тоскует, горячее любит, как бы таинственно ожидая (если не здесь, на земле, то за гробом) ответного чувства. Подчиненность, второстепенное значение сексуальности, с чрезвычайной яркостью встает в тех случаях, когда любят существо больное, к которому невозможно приблизиться телесно: жизнь показывает, что и в этом случае любовь цветет и развивается в людях.

Ни в одном возрасте не обнаруживается с такой силой различие сексуальности и эроса, как в юности - и особенно у тех, кто соблюл свою чистоту. Неиспорченная молодая душа с какой-то удивительной свежестью отдается потребности любви и переживает взрывы сексуальности в себе как что-то ненужное, фальшивое. Чем глубже горение любви, тем слабее пульсирует сексуальность - этот удивительный факт, тоже впервые до конца освещенный Вл. Соловьевым, имеет чрезвычайно благотворное значение для юношей: любовь буквально спасает их от назойливости сексуальности, как бы уводит всю энергию пола в потребность любви и успокаивает тело. В подростках и юношах любовь несет с собой какое-то благоухание, очищает и просветляет душу, облагораживает и увлекает ее к самым возвышенным целям, сообщает ей поэтическое вдохновение и зажигает творческими силами.

Так протекает раскрытие пола в период отрочества и юности. То раздвоение, которое мы характеризуем как раздвоение сексуальности и эроса, типично именно для этого периода жизни - и это вовсе не случайно, а, наоборот, чрезвычайно глубоко и знаменательно. Пол в человеке глубже различия тела и души, он связан с той точкой в человеке, где заложена его целостная основа, но пробуждение пола, половое созревание уже дает две стороны в поле. Величайшая задача в отношении к полу как раз и заключается в том, чтобы оба проявления жизни пола в нас - и сексуальность и эрос не разъединились, а сочетались в живое и действительное единство. Зрелость в сфере пола, как она осуществляется в семейной жизни, непременно тре-бует этого единства, но это единство редко дается "само собой" - на пути к нему ждут нас трудности и искушения. Девушки проходят обыкновенно фазу раздвоения легче и незаметнее, чем юноши, причины чего отчасти лежат в физиологии женщины, отчасти в социальных условиях ее жизни. Юноши же проходят большей частью (исключения очень редки) мучительный период испытаний и искушений. Жизнь усиливает и заостряет сексуальную сферу, отделяя ее от переживаний эроса; на каждом шагу попадаются искушения, среда товарищей почти всегда является очень неблагоприятной и толкает на неверный путь. Юноши часто начинают жить половой жизнью, следуя одним сексуальным мотивам, и это вносит глубокое расстройство во всю сферу пола, во все таинственное сочетание здесь тела и души, низшей и высшей стороны в человеке. Без преувеличения можно сказать, что ничто так не полезно, не благотворно для юноши, как то, если он в это время полюбит кого-нибудь: я готов признать это самым здоровым и нормальным в это время событием в его жизни. Полюбив кого-нибудь, юноша без всяких усилий, просто в силу внутренней природы человека, вступает на путь чистоты: сексуальность не исчезает, но в сочетании с порывами любви теряет свою мутящую силу и лишь топит душу неясным предварением телесной близости к любимому существу. Если же нет налицо любви, если душа ищет кого полюбить и не находит, если пуста и бессильна сила эроса, то порывы сексуальности завладевают душой с огромной силой и борьба с ними становится очень трудна. Именно здесь и скрывается сила соблазнов, душа в расте рянности и томлении не находит им сопротивления - и невозвпя тимый шат совершается с каким-то надрывом.

Раздвоение эроса и сексуальности ставит с чрезвычайной остротой вопрос об "устроении" в нас жизни пола, о борьбе за здоровое и нормальное развитие личности. Нельзя жить в пору юности отдаваясь всякому порыву, - здесь особенно подходят слова Апостола-"Блюдите, како опасно ходите". Как мы видим, юность есть пора расстройства в самой таинственной и глубокой сфере нашего сущства в сфере пола. Душа, по существу своему, конечно, ищет цельности пути, но часто именно тогда, когда потребность любви так сильна, ей некого полюбить. Бывают случаи, когда вспыхивает любовь с такой непобедимой силой, что человек совершенно теряет власть над собой, но обыкновенно росток любви развивается лишь тогда, когда его согревает ответное чувство, хотя бы в небольшой доле. Безнадежное чувство вспыхивает лишь в очень сильных, героических натурах, способных пройти трагический путь безответного чувства. Обыкновенно же душа наша, встречаясь с равнодушием или даже холодностью, в тоске и муке стремится подавить в себе росток любви, инстинктивно избегая тяжкого креста безнадежной любви. Как часто "влюбляются" молодые люди - но это не питает души, а лишь истощает ее: лишь глубокое чувство нужно душе. А глубокое чувство невозможно обычно без ответной любви или симпатии... Так обрывается и бесплодной остается потребность любви, и этим открывается простор для безудержного проявления сексуальности. Путь чистоты, т. е. нормального подчинения сексуальности эросу, есть естественный и нужный душе путь, но он не дается нам сразу. Как часто мечется юная душа, страстно мечтая полюбить и быть любимым, - но это ей не дается, - и мрак, уныние и пустота царят в душе. Раздвоение сексуальности и эроса становится жутким, опасным, ставит мучительную, жизненно часто с трудом разрешимую задачу, толкая юношей, а порой девушек на опасный Ігуть извращения своей природы. Действительно, удовлетворение сексуальных желаний без того внутреннего подъема и окрыления, которое зовем мы любовью, есть извращение и искажение закона целостности, заложенного в нашей душе.

Раздвоение сексуальности и эроса есть томительный факт, свидетельствующий о том, что в природе нашей нет правильной иерархии сил, нет устроенности и подлинной гармонии. Но перед всеми открыт путь правильного и здорового устроения жизни пола в нас - путь семьи, которая дает простор всем силам души и несет подлинное счастье, как бы предваряя этим то высшее блаженство, когда, по милости Божией, мы по воскресении войдем в семью небесную. Только те, чей путь ведет к монашеству, стоят вне этого решения вопроса пола в нас; третьего же решения не существует. Кто не в браке, тот должен (хотя бы и временно, до вступления в брак) идти путем целомудрия, т. е. монашеским путем. Всякое уклонение от этого пути жестоко карается природой, расстраивает правильную жизнь нашу и нарушает закон жизни. Но о монашестве, как особом пути устроения жизни пола, я ее скажу позже несколько слов, теперь же хочу кратко обрисовать то нормальное решение вопроса о поле, которое дается в браке и которое навсегда снимает раздвоение, которое присуще юности. Поговорить о браке нам необходимо, чтобы до конца понять закон устроения жизни пола в нас.

Введение.                   Глава II.                      Глава III.                    Заключение.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»