Заключение.
***
Нам остается сказать несколько заключительных слов. Путь чистоты есть путь целостной жизни пола, не знающей раздвоения сексуальности и эроса, и это значит, что настоящей чистоты можно достигнуть лишь в семейной жизни, где с чрезвычайной силой стремятся слиться все движения души и тела в единении с любимым существом.
Лишь в семье постигается и с не от всего дурного. Этим чувством необходимо пользоваться и для успешной борьбы с низменными влечениями своей чувственной природы. Дружба не есть только светлое украшение молодости - ею непременно надо пользоваться, как средством к нравственному усовершенствованию. Одинокий человек нередко оказывается слабым в духовном отношении; не всегда он может разобраться в своем внутреннем состоянии; угнетаемый какою-либо неотвязною мыслью, он падает духом, теряет бодрость и энергию и сам добровольно тянется в бездну искушения. Два человека, связанные взаимно дружбою, доверием и любовью, готовностью помогать друг другу, представляют большую нравственную силу. Стоит только в минуту уныния открыть душу своему искреннему другу, поделиться с ним своим тяжелым сомнением и уже одно это вносит в душу успокоение, отраду и бодрость. Разделенное горе становится легче, мысль проясняется, растет нравственная энергия. На друзьях ближе всего исполняется завет Апостола: "Друт друга тяготы носите и таким образом исполните закон Христов". "Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться". Таким образом, и с чувственными искушениями, как и со всякими другими немощами и трудностями жизни, нужно бороться не в одиночку, а вдвоем с искренним и верным другом - и тогда эта борьба вдвое облегчится и победа будет достигнута вернее.
***
В заключение своей беседы мне хочется высказать одно соображение. Ведь наша жизнь не ограничивается одним только земным существованием; земное существование есть только момент в сравнении с океаном предстоящей нам вечности. Если это понять и если правильно сопоставить эти два периода нашего существования, то все наши земные дела и интересы представятся в совершенно новом освещении; тогда и борьба за свое нравственное достоинство и за свою чистоту получит свой истинный, глубокий и серьезный смысл.
И так, пусть не унывают те, кто решается вступить в эту борьбу во имя послушания Богу, во имя своего человеческого достоинства. Борьба трудная, но и задача высокая. "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем" (Откр. Иоанна. III, 21). "И взглянул я, вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу" (Откр. Иоанна. ХIV. 1, 4).
Мы свободны в отношении к полу, мы можем избрать один или другой путь, нам не дано сбросить эту свободу и просто отдаться нашим влечениям. Свобода здесь неустранима и неотвратима, от нее нельзя убежать, ею нужно овладеть. Молодость может быть неуравновешенной и хаотичной, может быть беспечной, но в отношении к полу она должна блюсти себя и неуклонно идти путем чистоты, чтобы не навлечь на себя тяжких последствий. Да поможет же Господь каждой юной душе понять это и искать чистоты даже тогда, когда она была нарушена: по милости Божией к нам нет для нас ничего непоправимого, но есть всегда возможность восстановить утерянную чистоту и идти ее путем.
УМКА-Пресс. Париж, 1929
Введение. Глава I. Глава II. Глава III.
|