Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастные психолого-педагогические особенности детей /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Ясельный возраст
• Дошкольный возраст
• Младший школьный возраст
• Младший подростковый возраст
• Старший подросток
• Юношество
• Младенчество
• Ребенок ясельного возраста
• Период раннего детства
• Период среднего детства
• Период позднего детства
• Ранний подростковый период
• Средний подростковый период
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ДЕТСТВА
(9-11 лет)

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ

  • постоянный физический рост;
  • совершенствование навыков;
  • осознание моральных и нравственных ценностей;
  • способность сосуществовать со своими сверстниками;
  • здравая позиция по отношению к самому себе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Физически — он активен

Любит приключения. Избыточная энергия ребенка заставляет его активно действовать. ОнІ ищет приключения, впечатления и физические упражнения. Он любит игры на природе, поэтому летние и зимние лагеря предоставят хорошие возможности для преподавания духовных истин.

Здоровье. Он относительно редко болеет и получает удовольствие от своей хорошей физической координации. Он воспримчив и может завершать сложные проекты, но возможно ему потребуется для этого ободрение.

Нуждается в самодисциплине. Ребенок настолько занят и настолько вовлечен во все новые ежедневные приключения, что, вероятно, может пренебрегать своим внешним видом. Его нужно учить самодисциплине, личной гигиене и уходу за своой одеждой, вещами и комнатой.

Интеллектуально — он исследователь

Мыслит логически. Как и первоклассник, ребенок этого возраста также является хорошим наблюдателем, но он наблюдает внимательнее и мыслит логичнее. Он по-прежнему задает довольно много вопросов, как и дети более младшего возраста. Однако теперь он способен найти свои собственные ответы.

Коллекционирование. Ребенку нравится собирать коллекции. Он будет собирать все что угодно, большое или маленькое, и не ради качества, но ради количества. Пока не исполнится одиннадцать, он не будет пытаться каким-либо образом классифицировать свою коллекцию, если конечно, взрослый не поможет ему сделать это раньше. Стремление собирать коллекции может служить образовательным целям, так как таким образом можно заложить основы для изучения научных предметов. Ребенок становится наблюдатольнее, а при обсуждении и обмено коллекциями развиваются и улучшаются межличностные отношения ребенка.

Исследование. Ребенку нравится исследовать все, что ему не знакомо. Это могут быть новые места на экскурсиях или в походах, или такие привычные предметы, как настенные или наручные часы, или любое механическое устройство. В этом возрасте он уже может понимать законы причины и следствия и обладает хорошим историческим и хронологическим чувством времени, пространства, месторасположения и расстояния. Поэтому он должен быть убежден и уверен в истине. Он судит о том, что видит и слышит.

Возросшее понимание. Ребенок в этом возрасте хорошо мыслит и лучше понимают абстрактные идеи. Он, вероятно, знает о новых научных изысканиях столько же или больше, чем его родители, и может долго обсуждать их. Ему нравится исследовать новые значения и, по мере духовного роста, ему будет нравиться раскрывать духовные истины в библейских рассказах. Как только закон «причины и следствия» приобретет для него большее значение, слова «почему» и "потому что" станут неотъемлемой частью его речи. Он может узнать, почему необходимо спасение, и то, как правосудие Божье свершилось на Голгофе.

Чтение. Ребенку в этом возрасте нравится читать, и его нужно поощрять читать книги. Дома можно отвести время для совместного чтения хороших книг. В воскресной школе должна быть библиотека, в которой будут книги, подходящие для детей этого возраста.

«Золотой возраст памяти». Ребенка в этом возрасте нужно научить знать и любить свого Библию как Книгу книг. Так как этот возраст часто называют «золотым возрастом памяти», ребенка необходимо также поощрять запоминать возможно большее количество отрывков из Слова Божьего. Он может узнать основное деление Библии, книги Библии, библейскую географию и историю и иметь хорошее представление о хронологической последовательности событий в Слове Божьем.

Социально — он приспосабливается

Подготовка к независимости. Ребенок приспосабливается к обществу вне дома и семейного круга. Теперь у родителей появляется возможпость помочь ему действовать и думать независимо, подготавливая его к грядущему подростковому возрасту.

Присоединяющийся. Когда ребенок приспосабливается к обществу вне дома, он становится «присоединяющимся», и несомненно он станет членом какой-либо группы или компании. Эти компании или группы ровесников будут разделены по признакам пола, так как мальчики или девочки вообще чувствуют в этом возрасте опроделенный антагонизм по отношению к представителям противоположного пола. Для девочек мальчики слишком шумны и буйны, а для мальчиков девочки — слишком глупы.

Поиск друзей. Родители должны заботиться о том, чтобы нравственные нормы детей, составляющих группу сверстников, не были ниже норм, предъявляемых к друзьям их ребенка. Родители не могут выбирать друзей своему ребенку, но они могут обеспечить хорошее окружение для своих детей. Некоторые родители даже думали, что будет разумнее переехать из одного района в другой или сменить церковь, чтобы их дети могли находиться рядом с христианскими семьями, где есть дети такого же возраста.

Учите дружелюбию. В то же время другие семьи мудро решили помочь своим детям вести деятельность групп их сверстников. Таким образом целый район может быть верно направлен. Детей не следует поощрять занимать позицию «я святее их», но и не изолировать их от сверстников. Этот период времени нужно использовать для того, чтобы через молитву и участие помочъ обращенным детям отстоять Христа в своей жизни и стать любящей, открытой личностью. Это поможет им подружиться и с христианами и с нехристианами.

Влияние групп сверстников. По мере взросления ребенка, группа сверстников будет приобретать для него все большее значение. Ни родители, ни учителя не смогут заменить ее, но они должны делиться своим опытом с детьми в это время, и в подростковом периоде.

Способности. Когда период детства подходит к концу, естественно, что некоторые способности ребенка будут превосходить способности его родителей или учителей. Взрослые должны с готовностью признать этот факт и позволить своим детям принимать участие в дискуссиях и делах, в которых они могли бы использовать эти способности.

Эмоционально — он выразителен

Несдержанный. Ребенок свободно выражает свои эмоции. Он будет бегать по дому, хлопать дверями, кричать и петь. Он быстро и эмоционально включается в какие-либо дела или споры.

Должен учиться самоконтролю. Он должен учитъся тому, когда ему следует быть серьезным и спокойным, а когда раскованным и веселым. Он так же должен учиться терпимости и самоконтролю, так как легко занимает «оборонительную позицию» при малейшем обвинении и часто препирается. Он может делать поспешные заключения, не имея достаточных фактов, и таким образом приходить к необоснованным выводам. Его нужно учить принимать во внимание все факты, прежде чем принять решение, и он должен учиться уважать права и чувства других людей.

Скрытые страхи. Ребенок в этом возрасте вообще пытается скрыть свои интимные чувства. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным, и он будет скрывать многие страхи, которые сохранились в его душе с раннего детства.

Эмоциональные проявления. Он но любит внешних проявлений сентиментальности или привязанности, но будет восхищаться и может сам чувствовать глубокую привязанность к тем, на кого он смотрит как на свой идеал. Он узнает, что разные люди выражают себя по-разному. Он также научится с пониманием относиться к различным способам эмоционального выражения со стороны других людей.

Юмор. Хотя ребенку этого возраста нравятся хорошие шутки, он может сердечно смеяться и над шутками, которых не понимает. Ребенок должен научиться смеяться над собой и не произносить острот, которые могут оскорбить других людей.

Духовно — он смотрит на других

Ребенок «поклоняется» кумирам. «Ребенок восхищается теми, кто делает то, что и он хотел бы сделать.

Он восхищается человеком за то, что он делает, не думая о том, каков он есть. Он выбирает своих кумиров среди тех людей, которых встречает, о которых читает, или видит их по телевизору. Он формирует свои жизненные образцы, наблюдая за жизнью других людей».

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕГО ДУХОВНЫХ НУЖД

Готов для духовного роста

Если ребенок этого возраста еще не принял Христа как Спасителя, важно призвать его сделать это. Если он принял Христа раньше, то он сможет использовать эти годы для духовного роста. Точно так же, как Бог часто готовит необращенного ребенка начальных классов к принятию спасения, Он часто готовит обращенного ребенка этого возраста к духовному возрастанию.

Это проявляется в его характеристиках.

Физически — закончилось детское развитие, и ребенок наслаждается хорошей координацией движений и хорошим здоровьем.

Интеллектуально — он исследователь и заинтересованный наблюдатель с возросшими способностями к осмыслению и пониманию.

Эмоционально — он выразителен и стремится принять участие в новых делах и служении.

Социально — он приспосабливается к группе своих ровесников и становится лояльным к ней, испытывает радость от общения с другими детьми своего возраста.

Духовно — он общается с другими, его можно научить общаться со Христом на личном уровне.

Избрание Христа идеалом и примером

Все эти характеристики дают ребенку базу, чтобы приобрести духовные знания и опыт для служения Господу, когда ему предоставится такая возможность, и особенно, чтобы удовлетворить его огромную духовную нужду — дабы Христос стал центром его сердца и жизни, его Спасителем, его Господом и его Примером.

Настоящие идеалы

Родители не могут выбирать друзей ребенку, как не могут они выбирать и его идеалы, но они могут предоставить ребенку возможность выбрать себе хорошие образцы для подражания.

Подавайте примеры

Книги о библейских героях и миссионерах из разных стран и деноминаций должны быть доступны детям. Родители и учителя должны давать своим детям возможность лично общаться с миссионерами, учителями Библии, священнослужителями. Познакомившись с ними и услышав их свидетельства, доти должны увидеть, что каждый из них имеет личные взаимоотношения со Христом. Ребенок может построить свою жизнь по примеру жизни этих Божьих людей, выбирая, как сделали и они, Господа Иисуса Христа своим высшим примером и идеалом, а если ребенок еще не обращен, то и своим Спасителем.

Обучение детей

Помните, что ребенок в этом возрасте очень смышлен. Ему будет скучно, если мы станем преподавать ему уроки и библейские рассказы, используя те же самые методы, которые мы применяли, когда он был младше.

Ниже приводится несколько советов.

Хорошо знайте преподаваемый урок. Не ограничивайтесь поверхностными фактами и глубже раскрывайте события, указывая имена, населенные пункты и даты, давайте своим ученикам новые знания.

Знайте ребенка и его характеристики. Он может логически размышлять. Задавайте ему вопросы и ставьте перед ним проблемы, ответы на которые он может найти самостоятельно.

Покажите ему, как найти эти ответы в справочных книгах и в самой Библии.

Хорошо готовьтесь к уроку. Всегда отвечайте на все вопросы детей, либо посредством личного исследования, либо помогая детям найти ответы самостоятельно.

Вот несколько советов:

  1. Помните, что дети в этом возрасте любят коллекционировать. Подготовьте для детей призы, из которых можно составить коллекцию предметов, связанных с уроком или серией уроков, которые вы преподаете.

  2. Дети в этом возрасте любят соперничать. Вы можете использовать эту черту, предлагая разные игры или викторины для повторения библейских рассказов и золотых стихов. Используйте такие игры и состязания, где все дети могли бы одержать победу и не чувствовали бы себя ущемленными, если кто-то проиграл.

  3. Обостренное чувство справедливости у детей вообще сопровождается истинным состраданием к нуждающимся. Эта черта поможет учителю представить духовные нужды тех людей, живущих в мире, которые еще не знают Христа, чтобы дети могли приобрести настоящее миссионерское видение.

  4. Помните, что это — возраст возможностей. У вашего ребенка будет много талантов, которые он начнет использовать дома или на занятии, чтобы служитъ Господу. Дружелюбие, способность играть на музыкальных инструментах, петь или декламировать — все эти таланты могут быть использованы, чтобы помочь ребенку развиться и приобрести уверенностъ, возрастая во Христе.


Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»