Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастные психолого-педагогические особенности детей /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Ясельный возраст
• Дошкольный возраст
• Младший школьный возраст
• Младший подростковый возраст
• Краткая характеристика особенностей младших подростков
• Старший подросток
• Юношество
• Младенчество
• Ребенок ясельного возраста
• Период раннего детства
• Период среднего детства
• Период позднего детства
• Ранний подростковый период
• Средний подростковый период
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
(10-12 лет)

Особенности физического развития.

Переполнение энергией, быстрый рост, любят действовать, сначала делает, потом думает.
Планируйте разнообразные полезные занятия: ручной труд, ремесла, активные игры и сценки. Поощряйте размышления о последствиях своих поступков.

Шумные, любят ссориться.
Приходите раньше детей, чтобы успеть проконтролировать их поведение. Помогите им заняться чем-то полезным и интересным. Поощряйте уравновешенность и спокойствие. Сами создавайте спокойную атмосферу.

Любят быть вне помещения.
Детям этого возраста очень тяжело усидеть в здании. Порой, даже интересное занятие не сможет их заинтересовать, если на улице благоприятная погода для прогулки. Поэтому как можно чаще организовывайте разнообразных экскурсий, прогулки на природу, походы, лагеря, где также можно планировать, еще более интересные, библейские уроки.

Нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия.
Предлагайте занятия для применения их способностей. Помогите детям выделиться. Организуйте интеллектуальные и подвижные игры, тренируйте их навыкам игры.

Превращаются из ребенка во взрослого, и приобретают способности, присуще полу.
В этот момент дети нуждаются в особой поддержке и понимании. Помогите подростку почувствовать, что он по-своему привлекателен. Никогда не акцентируйте внимание на их физическое развитие. Просто и естественно принимайте каждого. Мальчики и девочки этого возраста часто боятся, что кто-то увидит их тело. Уважайте их чувства. Рассказ о сходных чувствах может помочь ребенку чувствовать себя свободней.

Особенности умственного развития.

Учатся в активной деятельности.
Необходимо активно задействовать детей в обучении. Им быстро надоедают лекции. Каждое занятие для них должно быть новым. Они не любят повторов.

Сильное осознание географии и истории, фактическое изучение.
Извлеките пользу из интереса детей к истории и географии, призывая их к изучению библейской истории и географии. Работайте с картой, планируйте путешествия, рисуйте с ними новые модели.

Очень критичны, особенно ко взрослым.
В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же время можно положиться. Поэтому будьте примером осмысленности и чистоты. Умейте выслушивать подростков и чаще говорите с ними на интересующие их темы.

Развивается логический разум. Возрастающее осознание других верований и идей.
Дайте возможность детям высказываться на занятиях, делать свой выбор в поступках. Учите их разумно обосновывать поступки. Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению.

Буквальное мышление. Трудно воспринимают символизм.
Избегайте использования объективных примеров, которые скорее запутывают, нежели проясняют мысли. Объясняйте просто и ненавязчиво, не используйте замысловатые фразы и символы.

Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление.
Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогите им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца. Чаще хвалите и поддерживайте идеи подростков.

Особенности социального (общественного) развития.

Могут принимать ответственность на себя.
Организовывайте уроки с ответственными лицами за определенную тему. Придумайте различные комитеты, групповые планирования, чтобы каждый нес какую-то ответственность, и осторожно помогайте им в этом, чтобы сами дети не замечали, иначе у них пропадает чувство ответственности и появляется чувство недоверия к нему.

Сильное чувство компании, команды.
Позвольте классу стать дружной командой. Усиливайте чувство принадлежности и личное внимание. Но не надейтесь, что они примут вас в свою компанию. Они хотят быть самостоятельными.

Для поддержания интереса на уроке нуждаются в полной занятости.
Необходимо задействовать их во время работы в классе. Учительский монолог у подростков просто не найдет отклика, поэтому очень важны различного рода дискуссии, игры в ролях и т.д.

Обладают самосознанием.
Подростки думают о себе так много, что им кажется, что о них думают и другие. Будьте осторожны, чтобы не сделать замечание, которое может быть воспринято как критика. Детям необходимо поощрение. Чаще отзывайтесь о них положительно.

Особенности эмоционального и духовного развития.

Сверхчувствительны к критике.
Будьте осторожны, выбирая путь к их душе. Берегите чувства детей. Никогда не исправляйте, унижая. Если возможно, делайте это наедине.

Хотят казаться дерзкими и смелыми.
Младшие подростки любят истории о смелых и дерзких людях. Эти истории поддерживают их собственную потребность испытать приключения и проявить мужество. Призывайте их принимать решение быть на стороне Бога и мужественно стоять перед любыми испытаниями.

Острое чувство юмора, больше шума и хихиканья.
Вызывайте и правильно направляйте юмор. Учите оценивать что смешно, а что нет. Позволяйте себе смеяться вместе с ними.

Нуждаются не в эмоциональной, а скорее в практической и реалистической религии с библейскими основаниями добра и зла.
Необходимо помочь подросткам провести связь между конкретными религиозными понятиями, изученными ранее, и более общими, такими, как милосердие, спасение, вера. Используя конкретные примеры, которые они могут легко понять, вы можете помочь им преодолеть разрыв с более общими терминами, часто используемыми в православном служении. Старайтесь использовать слова, понятные им, идите от известного к новому, помогая переходить в мир взрослого мышления. Подростки любят наглядные кроки, и это поможет облегчить их понимание.

С легкостью запоминают Писание.
Включайте в урок занятия на запоминание. Они могли бы работать над ключевыми библейскими текстами, содержащими доктрины, изучением и заучиванием нескольких отрывков. Заучивайте вместе с детьми. Будет нечестно, если вы, слушая выученный ими на память стих, проверяете по Библии. Будьте примером. Иначе подростки сделают вывод, что заучивание не является важным, если вы сами этого не делаете.

Нуждаются в героях для подражания.
Рассказы о мучениках и исповедниках Церкви, миссионерах прошлого и современности, героях Ветхого и Нового завета вдохновляют подростков на различные поступки. И помните, Вы один из примеров, стоящих перед ними. Если Вы последовательны, они будут равняться на вас, и ваше влияние будет очень сильным.

Краткая характеристика возрастных особенностей данного возраста



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»