Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Библиотека / Истинный друг духовного юноши /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России
• Воцерковление школы (На память о С.А.Рачинском)
• Подготовительный конспект к съезду православной молодежи
• Чему учит встреча с греческой церковью
• О трудностях религиозной жизни в детстве и юности
• Закон Божий и экспериментальная педагогика
• Религиозно-нравственное воспитание детей в школе
• Доклад на тему “О дисциплине” Н.Н. Афанасьев
• Пастырь-служитель попечительной любви
• Истинный друг духовного юноши
• Глава 1 Каков должен быть духовный воспитанник
• Глава 2 Как духовный воспитанник должен образовать свою душу
• Глава 3 Как должен держать себя духовный воспитанник дома и в обществе
• Глава 1 О правильном отношении к лицам, нас окружающим
• Главы 2-3 О поведении в классе и при подготовке к занятиям
• Глава 4 Образец журнала чтения. Правила поведения на отдыхе
• Глава 5 О должности комнатного старшего
• Песенный сборник
• Рождественская страничка
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ОБРАЗЕЦ ЖУРНАЛА ЧТЕНИЯ.

I. Краткое содержание статьи «Скупость».

Вначале изложено понятие о скупости, и изображено развитие этой страсти.. Далее показывается, что скупость ест грех смертный, пораждает множество других грехов, искореняет в сердце любовь, и лишает царствия небесного; что она есть тиран того, кем овладевает,—во всю жизнь мучит его, и особенно при смерти. В заключении представлены средства, как предохранять себя от этой страсти..

II. Наставления о том, как охранить себя от вредного действия худых примеров!

«В мире никогда не бывает без худых примеров, а худые примеры весьма заразительны: они иногда производят греховнуго заразу в людях даже тогда, когда виновников той заразы уже давно нет в живых. И эта греховная зараза производится в мире не только какими нибудь особенно развратными поступками людей, но часто только их взором, только шуткою и смешком, тогда как они наибольшею частию сами не примечают и не знают того. Как охранять себя от заразы таких вредных, действий? Вот некоторые средства.»

1. «Всевозможно устраняй себя от всех случаев, при которых неизбежно принужден бываешь видеть и слышать много худого. Есть общества, в которых худые разговоры суть обыкновенное или даже любимое препровождение времени. Есть увеселения, при которых склонность к чувственному удовольствию находить самую обильную пищу. Кто любит ходить в такия места, тот удобно может разстроить свое сердце и запутаться в сети обольщения. Поэтому не уступай никаким убидительным приглашевиям в них; не позволяй даже разсказывать себе, как обыкновенно веселятся там, и худые примеры ничего худого не произведут в твоем сердце. Что не было увидено, услышано, и пр., то не придет и на ум.»

2. «Когда встречаешься с худыми примерами неожиданно, или должен встретиться необходимо, тогда старайся, чтобы виденное зло произвело в тебе огвращение к себе, какое оно естественно производит и должно производить во всех нас. Кроме же сего тотчас обращайся к Господу Богу с сердечною молитвою: «сохрани меня, Всемилостивый, «чтоб я никогда не делал такого греха, и чтоб «даже воспоминание о нем истребилось из моей памяти»! Кто поступает так, у того в руках крепкий щит против вредного действия худых примеров».

3. «Чтобы сохранить себя от вредного действия худых примеров, старайся наперед запастись хорошими правилами и сведениями о примерах истинной добродетели. Когда иудеи были пленены Вавилонянами, и многие из них были отведены в Вавилон; тогда Пророк Иеремия ничего так не боялся в отношении к пленным в идолопоклоннической столице, как совращения их в идолопоклонство, и посему писал к ним: узрите в Вавилоне боги сребряны и златы, и каменны и древяны.... Блюдитеся убо, да не и вы иноплеменником уподобитеся.... Видевше народ, кланяющся им, рцыте убо ко Господу Богу во уме: Тебе лепо есть, кланятися Владыко (Послан. Иерем. 4. 5). Так должно поступать и нам. Когда видим, что многих людей обожают, а Единородного Сына вечного Отца не удостоивают даже внимания; когда слышим, что прославляют глупыя и гибельныя мнения духа времени как отличную мудрость, а к учению Христианской Веры оказывают хладнокровие или даже презрение; когда видим, что самые спасительные постановления Господа для спасения безсмертных душ выдают за дело человеческое, и утверждают, что таких постановлений может держаться только легковерие; тогда нам должно тотчас в сердце говорить, как говорили св. Апостолы: "Иисус Христос есть Господь «господем и Царь царем (Апок. 17, 14); о имени «Его должно поклониться всяко колено небесных, «и земных и преисподних (Филип. 2, 10), только «Им мы можем получить спасение (Деян. 4, 2). «Кто не верует в Господа Иисуса Христа, тот не узрит живота, (Иоан. 3. 36), но будет осужден» (Марк. 16, 16). Когда увидим, что многие весьма жадно ищут своего счастия в чувственных благах, в чувственных удовольствиях, в неге, в роскоши, и выдают это за мудрость; когда видим, что дети мира для составления своего земного счастия употребляюи всякую ложь и всякий обман; когда слышим, что они защищают ненависть, мстительность и другия страсти, а отказ в удовлетворении чувственным пожеланиям считают за глупость: тогда нам должно твердо говорить в своем сердце, как учили св. Апостолы: «мы—христиане, нам должно жить «по закону Христову (Галат. 6, 2), а закон Христов требует, чтоб мы распяли свою плоть с «ея страстми и похотми (Галат. 5, 24), отложили «лжу и говорили истину (Ефес. 4, 25), а всякое мщение предоставляли Господу Богу. Ибо Мне отмщение, "Аз воздам, говорит Господь (Римл. 12, 19).»

4. «При всех представляющихся худых примерах тотчас смотри на Иисуса Христа, Который имеет полное право требовать от нас последования своему примеру; а потом смотри на миллионы людей, прежде бывших более или менее подобно нам грешными, а потом во Христе сделавшихся святыми и достойными подражания в подражании Его жизни. Подражай не примеру холодности к Богу, которая в мире везде видна, но примеру ревности Иисуса Христа и Святых, о которой духовная история говорит так много весьма назидательнаго. Подражай не примеру языческой жизни, которая в мире так часто видна, но примеру благонравия, скромности, стыдливости, воздержности, порядка, которыми отличались святые или истинные христиане, непрестанно старавшиеся жить и жившие не по правилам мира, а по учению Господа Иисуса Христа»

III. Извлечение назидательных мыслей из сочинения «Педагог» Климента Александрийскаго:

1 . о пище .

«Чувственные удовольствия почти всегда служат источником зол и болезней наших. Так избыток мясной пищи утучняет тело и притупляет способности души. Говорят, что из детей лучше растут и здоровее бывают те, которым не позволяют есть до сытости; потому что питательные соки, в таком случае, удобнее проникают в тело и распространяются по нему; напротив, излишек пищи стесняет проходы дыхания. Посему — то Платон так осуждает жизнь изнеженную и роскошную, что в его сочинениях как бы просвечивают некоторыя искры истины Священного Писания. Когда я, говорит он, прибыл в Италию и в Сиракузы и узнал эту мнимо-счастливую жизнь, которая проходит в непрестанных пиршествах; то она мве несколько не понравилась. Есть два раза в день без всякой меры, в тысячи других подобных неумеренностей,—что это за жизнь? Никто из людей, живущих под солнцем, каково бы ни быдо превосходство его природы, не может быть мудрым, если получил пагубную прявычку жить таким образом с детства.»

«Так, сластолюбцы никогда не могут приобресть мудрости, потому что душа их, так сказать, погребена в их чреве, и они походят на ту рыбу, у которой, по описанию Аристотеля, сердце находится в желудке. Таковы эти люди, для которых чрево— Бог, которые поставляют славу свою в том, что должно было бы покрывать их стыдом. Апостол предсказал пагубную участь их, назначив им, в заключение всего, осуждение?

2. о питии.

«Молодые люди обоего пола должны решительно воздерживаться от вина; в противном случае значило бы прилагать огонь к огню, то есть, огонь вина к огню самого возраста. Из этой смеси раждаются грубые и дикие пожелания, пламенные похоти и пр. В теле преждевременно развиваются инстинктивные потребности, и тогда изчезает стыдливость,—это лучшее украшение юности и надежнейший страж невинности. Надобно всячески предохранять юношей от подобного состояния».

«За трапезою лучше всего обходиться без всякого пития, чтобы сухая пища принимала в себя излишние влаги, разлитые по телу. Если же чувствуете жажду, то утоляйте ее небольшим количеством воды, но много и воды не пейте, потому что она может ослабить питательность пищи. Умеренное питие помогает, а излишнее вредит пищеварению»

«Друзья мои! Пусть это смешное и жалкое зрелище, при виде пьянаго, научит нас проклинать сей порок и стараться об очищении и исправлении своих нравов. Взгляните на невоздержного: он подобен кормчему корабля, погружаемого бурею в волны моря: глубокий мрак окружает его, опьянение подобно волнам бросает его из стороны в сторону и более и более относит его от пристани истины: трудно ли потерпеть такому человеку кораблекрушение и погибнуть на веки?»

3. Об одежде.

«Когда Пророк Самуил вошел в дом престарелого Иессея, для помазания в Царя одного из сыновей его, которого Господь Сам избрал; то, пораженный величественным ростом и замечательною красотою старшего из них, он думал видеть в нем избранного Божия и хотел уже возлить священный елей на главу его, но Господь остановил его и сказал: не зри на лице его, ниже на возраст величества его, яко уничижих его: понеже не тако зрит человек, яко зрит Бог: яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце. Таким образом Пророк не помазал того, который видом был прекрасен, но Господь указал ему другого, который прекрасен был по душе. Если же Бог не дает цены и естественной красоте нашего тела, а смотрит только на сокровенныя красоты дупш нашей; то что пред Его взором эти поддельныя и ложныя красоты,—пред Ним, Который отвращается от всякой лжи! Что пред Ним ваши нарядныя одежды и другия тому подобныя украшения!»

4. О поведении христианина в обществе.

«Вошедши в собрание, не начинай вдруг говорить, не переходи быстро с одного места на другое: будь скромен, молчалив и внимателен. Когда сядешь, не передвигай часто ног, не складывай их одну на другую, не подпирай головы рукою: это—неприличие, непростительное и детям, это-знак разсеянности и небрежения. За столом надобно показывать во всем умеренность и приличие, остерегаться особенно таких движений, когорыя обличают некоторую жадность к пище илн питию.

Не надобно также ни смотреть на блюда, ни обонят яства с некоторым наслаждением и нетерпеливостию. Когда наступит время вставать из-за трапезы, тогда не оставайся последним, а будь лучше первым и спеши возвратиться в дом твой.»

«Не надобно ни смеяться, ни плакать неумеренно. У людей в нетрезвом виде, часто, за громким смехом, следуют вдруг слезы: то и другое противно благоприличию.»

«Говорить слишком громко, или слишком глухо, равно неприлично: одно обличает надменность или наглость в говорящем; другое—небрежность. Не спорь горячо: мы должны избегать всего, что нарушает мир, заповеданный нам Спасителем; прежде чем выслушаешь, не отвечай; не говори тоном неуместно-нежным или притворно-слабым, не естественным, но умеренным.»

«Мы никогда не должны участвовать в разговорах о предметах непристойных. Господь и Спаситель наш говорит: всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный. От словес бо своих оправдишися, и от словес своих осудишися.»

«Всякое шутовство должно быть изгнано из нашего общества; впрочем не надобно казаться и унылым или печальным, но иметь вид степенный, размышляющий. Смех юношей и девиц может быть легко принят за обиду; но с другой стороны вид угрюмый поневоле отталкивает от нас каждого.»

5. О сне.

«По окончании трапезы, возблагодаривши Бога за то, что, по его благости, мы благополучно провели день, приготовимся ко сну, как следует умеренному и благоразумному человеку. Никакой роскоши не должно быть на ложе нашем. Кроме того, что изысканность в сем случае совершенно неуместна, вредно для самого здоровья нашего покоиться на слишком мягком ложе. Когда тело погружается и, так сказать, яогребается в постели из ыежного пуху; тогда жар обнимает его, и это препятствует пищеварению. Напротив, более твердое ложе дает телу некоторое упражнение в самом сне и, по этому, способствует его здоровью, легкости и бодрости.

Неумеренный сон вреден для тела и души. Праведный Лот не согрешил бы, если бы, упоенный дочерьми своими, не предался глубокому и продолжительному сну. Будем трезвы, и сон наш будет трезвен»

6. О телесных занятиях.

«Не думайте, чтобы кому нибудь из вас стыдно было заниматься иногда такими работами, которые свойственны простому народу, как например, черпать воду, рубить дрова и подобное,—напротив, удовлетворять самому, по возможности, всем нуждам своим—дело самое благородное. Цари не стыдились иногда, после трудов правлевия, упражняться в самых простых занятиях; а святые Патриархи наши все сами делали и разделяли труды вместе с рабами своими.»

«Привычка к постоянному труду и воздержанию укрепляет тело человека и сообщает ему естественную красоту. Внутренняя теплота, которая происходит от движения и упражнения, удобно разрешает пищу, пропорционально разделяет питательные соки по всем членам и открывает поры для выхода излишних и безполезных соков. Напротив, неподвижность тела препятствует пищеварению. Если печь худо нагрета, то в ней не испечется хлеб; точно так не может сварииься пища в желудке, если движение ве сообщает ему надлежащея теплоты. По этому-то люди, не имеющие никакого упражнения, подвергаются многим недугам, о которых другие и понятия не имеют; здоровье же—прекрасный удел трудолюбивого и воздержного человека. Умеренные занятия телесные дают свежесть лицу и бодрость всему телу, так что здоровье в свою очередь производит красоту. »

"Как прекрасно смотреть, когда жснщина, как мудрая распорядительница в доме, одевает себя и своего мужа изделиями рук своих и разливает вокруг себя радость и удовольствие. Ее дети живут для своей матери, ея муж—для своей супруги она сама—для всех, все вместе—для Бога! Одним словом, трудолюбивая жена есть безценное сокровище, по слову Премудраго: она не знает, что такое праздность, не понимает, как можно быть глухим к мольбам убогих; все действия ея целомудренны, и из уст ея не выходит ни одного слова, которое не было бы исполнено кротости и мудрости. Ея дети благословляют ее от утра, ея муж хвалит ее; само Слово превозносит скромные доблести ея, именуя ее, устами премудрого Соломона, венцом мужа.»

«Для юношей особенно полезны упражнения под открытым небом, на свежем воздухе и под зноем солнечным. И вообще, сами прогулки по полям достаточно освежают наши силы и способствуют здоровью. Иным, для Физического упражнения, достаточно чтения вслух. Все это хорошо, только было бы скромно и благоприлично; но еще лучше упражнять силы свои в таких занятиях, которыя приносят пользу для нас.»

«Общий закон для всех телесных упражнений должен быт таков; не надобно быть никогда праздным, но не должно и упражняться или заниматься делом чрез меру, не по силам. Правила умеренности в пищи и питии имеют приложение и к телесным занятиям нашим. Если, с одной стороны, постыдно вести жизнь изнеженную; то, с другой стороны, не хорошо чрез меру и утруждать себя: надобно держаться средины между этими двумя крайностями.»

7. О поведении под открытым небом.

«Не надобно ходить ни слишком медленно, ни слишком поспешно; нужно избегать всякой изысканности в походке и держать себя правильно и твердо. Непристойно нарочно останавливаться на пути и обращать голову то на одну, то на другую сторону, чтоб посмотреть, обращают ли на нас внимание те, с которыми мы встретились, точно—как будто мы на сцене и нам чрезвычайно приятно, если станут указывать на нас пальцем! Ни лицо, ни положение всего тела нашего, не должны выказывать в нас ничего язысканного в женоподобного; движения в приемы наши должны выражать душу благородную и возвышенную».

«Мужчины и женщины, идя в церковь Божию, должны быть одеты просто, скромно и прилично; должны держать себя с некоторою важностию, только без всякой изысканности; должны наблюдать благоговейное молчание и возгревать в сердце истинную и пламенную любовь христианскую; должны быть чисты телом и сердцем; должны быть святы, сколько возможно для них, дабы могли возносить молитвы свои ко Святому Святых.—И по выходе из храма, христиане должны быть также как в храме, степенны, кротки, благочестивы и любвеобильны к другим».

Такими наставлениями назидались христианские юноши первых веков; точно такия же ваставления преподаются нам и ныне. Господи! даруй же нам усердия и сил к соблюдению сих воистину православных наставлений!

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВНЫМ ВОСПИТАННИКАМ, КАСАТЕЛЬНО ПРЕПРОВОЖДЕНИЯ ВРЕМЕНИ, ОПРЕДЕЛЕННОГО ДЛЯ ИХ ОТДЫХА.

485. Общее правило. Всегда,—как в учебные дни, так и каникулярные,—благоразумно пользуйся временем отдыха, чтобы оно служило сколько к укреплению твоих сил телесных, столько же и к твоему образованию: у духовных воспитанников,—по правилу Устава Духовных Училищ,—«самые часы отдохновения должны иметь свой род занятий; самыя прогулки, должны быть поучительны (Введ. § 11)».

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ.

О ПРЕПРОВОЖДЕНИИ ВРЕМЕНИ, ОПРЕДЕЛЕННОГО НА ОТДЫХ, ВО ВРЕМЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

486. Общее правило. Время отдыха, среди учебных занятий,—при дозволении от начальства,—старайся проводить на открытом воздухе, и в таких занятиям, которыя совершаются в живых, проворных движениях. Свежий воздух и движение тебе,—при твоих занятиях, — необходимы для сохранения и укрепления твоего здоровья.

I. Какие занятия, во время отдыха, позволительны на открытом воздухе, и как совершать их?

487. Ежедневно, в часы свободные от занятий, делай прогулки на Семинарском дворе; или,—если есть,—по аллеям Семинарского сада, вместе с другими своими товарищами, а в праздничные дни, под надзором своего Инспектора или его помощников, не отказывайся от прогулок за город, в рощи и т. п.

488. Во время отдыха, с дозволения начальства, занимайся неутомительными работами, приводящими в движение мышцы (например: зимой после метели возми метлу и сметай снег с дорожек; весной и летом чисть аллеи, по которым прогуливаетесь, копай гряды в огороде. Устраивай цветник, сажай и поливай цветы и т. под.

489. Как ты не отстаешь от своих товарищей по успехам в науках, так не отставай от участия с ними и в дозволенных начальниками играх, каковы: игра в горелки, в лапту, в мячь, в веревочку, и т. п.

490. Как в играх, так и за работами, старайся всегда быть весел, ловок, проворен, остроумен; доставляй удовольствие самому себе, своим товарищам, чтоб им не скучно было играть с тобою,—и своим начальникам, чтоб им радостно было смотреть на твое невинное веселье, и своею душою молодеть, переносясь мысленно в тот счастливый возраст, в котором ты живешь,

491. Впрочем занимайся этими играми и работами не до усталости, это вредно для здоровья,—не до пристрастия к ним, это вредно для нравственности,—не продолжительно, чтоб не опустить своих уроков. Помни, что все хорошо—в меру; излишек всегда и во всем вреден.

492. Во время игры не оскорбляй никого ни грубою остротою, ни колкою насмешкою; а также не нарушай приличия безобразным криком. и,—Боже сохрани,—бранью! Духовные воспитанники, по наставлению святителя Тихона, должны: а) между собою ссор, злословия и драки берещися; б) сквервословия, шуток неподобных, кощунств и безчинного смеха также берещися; в) никаких прозваний, а паче непристойных друг-другу, не прикладывать; г) не учтивыми и непристойными играми не забавляться.» (Сочин. Тих. т. 1. стр. 48).

493. Не соблазняй своими играми людей посторонних, (иной, не зная, что вы, 10 часов в сутки, сидите, занимаясь науками, осудил бы вас, видя ваше живое и резвое беганье); поэтому избирайте место для игр, если не на Семинарском дворе, то там, где меньше проходит народа, где укажет начальство.

494. Не принимай участия в играх с ремесленниками, и вообще с лицами, не принадлежащими к вашему обществу,—особенно в играх, недозволенных вашим начальством,— чтоб не наслышаться от них слов, которыя ее должны быть вами употребляемы, и не перенять от них приемов обращения, которые вам не приличны.

II. Каким образом духовным воспитанникам делать поучительными самим свои прогулки?

495. Изучай, во время общих игр с товарищами, свой характер: не бываешь ли ты, в это время, капризен, неуступчив, раздражителен? не увлекаешься ли какими-либо играми особенно?—и приучайся владеть собою,— сдерживать дурные порывы и проявления свое го нрава, и вести себл всегда и везде благоразумно.

496. Во время прогулок по аллеям сада, размышляй о предмете, данном тебе для сочинения; изобретай план и придумывай мысли для твоего разсуждения; или припоминай уроки, слышанные тобою, в тот день, от наставников, и старайся прояснить их для себя, и навсегда привить к твоему уму, чтобы они «пустили, так сказать, свой корень в уме твоем».

497. Во время прогулок,—за город, в поле,—беседуй со своими товарищами о предметах назидательных; и смотрите умными глазами на все, встречающиеся вам, предметы: на кузнечика, вечно прыгающего и поющего и за то голоднаго,—на муравья, постоянного труженика, и всегда богатого,—на пчелу, собирающую мед, не для своей только пищи, но для общего достояния, в распоряжение своей матки, как-бы царицы улья. Умейте видеть, в каждом древесном листике, в каждом цветочке, в каждом стебельке изящество, красоту, художественность, изумляющия всех мудрецов земных; из всего извлекайте пищу для своего ума и сердца; во всем усматривайте и славьте благость и премудрость Творца, промышляющего о всем мире и всюду предлагающего уроки, как полезные для вашего образования, так назидательные и для всех людей.

ОТДЕЛ ВТОРОЙ.
Наставления о том, как вести себя духовным воспитанникам, во время каникул, в домах родительских.

498. Общие правила. К утешению твоих родителей и родственников,—к чести заведения, в котором ты воспитываешься, и своей собственной, старайся, и в каникулярные дни, своим умом и добрым поведением, показать на деле плоды своего образования, чтобы и в самом - тебе утвердилась благородная уверенность, что не напрасно ты проводишь многие годы в учебном заведении,—чтоб и родители твои видели, что и они не напрасно истощают последнее свое достояние, для доставления способов к твоему образованию.

499. Не думай, что вдали от начальственного надзора ты безопасно можешь отступать от тех добрых правил, в коих утверждают тебя твои наставники и воспитатели. Мысль о вездеприсутствии Божием, о соприсутствую щих тебе небесных приставниках, твоем Ангеле - хранителе, и соименном тебе Святом, и мысль о твоем предназначении,—которые никогда и нигде не должны оставлять тебя,—пусть особенно тебе сопутствуют с той минуты, как начнется твоя вакация, и хранят тебя от всех греховных искушений!

I. Как вести себя духовному воспитаннику на пути в дом родителей?

500. Когда получишь отпуск и все свои вещи сдашь, кому следует, на сбережение; с молитвою отправляйся в путь. Не скорби, если тебе придется, до дому твоих родителей, пройти пешком: подобное путешествие полезно для тебя в том отношении, что оно отчасти уже может знакомить тебя с трудами, ожидающими тебя на твоем будущем служении.

501. Дорогой,—как всегда и везде,—веди себя особенно воздержно и благопристойно. Во время остановок на квартирах с хозяевами или посторонними людьми обращайся, как можно, вежливей. Везде старайся сохранить честь свою и своего звания, и оставить о себе добрую память.

II. Как ему вести себя дома, в отношении к храму Божию?

502. Прибыв в свое село, на каникулы, поставь себе первым долгом сходить в храм Божий, помолиться Богу,—поблагодарить Господа за все Его благодеяния к тебе,—за твои успехи в науках,—за то, что благополучно совершил путь до своего дому,—за то, что в доме родителей твоих все благополучно и проч. и проч.

503. В праздничные дни не опустительно бывай при Богослужении; пой, читай на клиросе, прислуживай в алтаре; присматривайся к действиям священнослужителей, и заблаговременно перенимай их. Не опускай также случая быть в церкви, при отправлении каких либо треб для прихожан, как - то: пения панихид, молебнов, совершения таинств крещения, брака и т. под. Все это узнавать тебе, как будущему Священнослужителю, необходимо, и замечать должно заблаговременно.

504. Если вас несколько учеников Семинарии, в одном селе, то пред Богослужением в доме пропойте то, что будете петь в церкви, чтоб вам, на клиросе, петь согласнее: но пойте всегда тем напевом, какой употребляется в вашей церкви, чтобы другой напев, хотя бы и хороший, но не слыханный простым народом, не показался ему странным.

505. Находясь в доме родителей во время Пасхи, в ночи под светлое Христово Воскресение, читали в церкви Деяния Апостольския,—и этим чтением занимай православный народ, бодрствующий в храме Божием. А. во время святок, под Новый год, не спи до 12 часов ночи. Припоминай, в этот вечер, все благодеяния Божии, какия ты получил в течении года и благодари за них Господа, — все свои согрешения , и проси в них у Господа прощения; в 12-ть же часов стань на молитву и молись за Церковь, за Государя, за Отечество, за всех, за кого ты обязан молиться,—прося всем, на наступающий год, Божиих милостей; и о себе молись , чтобы Господь помог тебе свято и благополучно провести наступающий Новый год. Встречая так каждый Новый год, ты будешь встречать его истинно—богоугодно, и Бог поможет тебе проводить его благочестиво.—Во время же вакации, в Успенский пост, всегда старайся поговеть, исповедаться и причаститься Св. Христовых Таин.

506. По окончании срока твоему отпуску, в самый день отъезда в Семинарию, сходи в церковь, и вместе с твоим родным семейством отслужи молебен Спасителю, или особенно уважаемому Святому о своем здравии и успешном учении, в предстоящую треть; потом испроси от священно-церковнослужителей свидетельство о твоем поведении во время каникул; и, получив напутственное благословение от священника, с радостью возвращайся в Семинарию к учению.

III. Как вести себя в своем семействе?

507. Без дозволения отца или матери, никуда из дома не отлучайся; особенно, вечером и ночью, будь всегда дома, чтоб не заставить своих родителей безпокоиться о себе, и сомневаться в твоем поведении.

508. Не будь суров и угрюм, живя у своих родителей; но будь всегда ласков к своему семейству, и весел в кругу родных.

Старайся чаще находиться при своем отце, занимая его разговором о том, чему ты учился в Семинарии; отвечай с нежностию и чистосердечием на ласки матери; будь добр и обходителен с сестрами, не чуждайся их,—в свободное от сельских работ время не ленись делать с ними прогулки в поле, луга, рощи. Вообще, веди себя в родном семействе, во время отпуска, так, чтоб посещение твое для всех было утешением, — составляло, как бы , семейный праздник.

509. Старайся предупреждать желания своих родных, когда ты бываешь дома; не дожидайся, пока тебя заставят что нибудь сделать ,—тебя, конечно, будут беречь, как гостя!—Поэтому, сам, не дожидаясь приглашения, принимай участие в их работах; так, когда видишь отца с цепом в руках, идущего на гумно, спеши и ты разделять труды с ним; когда мать твоя, или малолетняя сестра, с трудом несут тяжелое ведро воды, спеши помочь ии или переменить их; тем более не думай отказываться, когда дают тебе работу ( Особенно соблюдай это правило, если у тебя нет родителей, и ты гостишь, во время каникул, у родственников или благодетелей.).

510. Во время своего пребывания в доме родительском, старайся помогать домашним своим содержать в чистоте и порядке скромное свое жилище;—иногда подмети комнату, в другой раз сени, а пред каким нибудь праздником, и на улице отмети сор от дома.

511. Если не простительно тебе осуждать поступки лиц чужых тебе; то тем более страшись греха Ханова,—осуждать поступки своих родителей (Притч. 20, 20. Сирах. 10, 11.), каковы бы они ни были. Можешь иногда кротко сказать им,—если только пожелают тебя слушать,—какой нибудь полезный совет, но так, чтоб твой совет не был похож на наставление, и не показался для них оскорбительным.

512. Как можно почтительнее обращайся со своими родителями; бойся, чтобы не оскорбить их невнимательностию или дерзостию, или непокорностию. Слово Божие страшные угрозы изрекает детям, оскорбляющим своих родителей: кто злословит отца своего или матерь, смертию умрет (Исх. 20, 12). Или: у злословящего отца или матерь угаснет светильник разума, и зеницы его узрят тму (Притч. 20, 20); а также: око ругающееся отцу и досаждающее матери да исторгнут враны от дебрия, и да снедят его птенцы орлины (Притч. 30, 17. снес. Притч. 28, 24.—19,26. Сир. 3, 16). Напротив детям послушным и почтительным обещается от Господа благополучие и долголетие (Ефес. 6, 2. 3. снес. Сирах, 5, 8. 9).

513. Пред возвращением в Семинарию сообрази все твои нужды; разскажи их твоим родителям, и проси их исправить их, но так; чтоб ни одна лишняя копейка не перешла к тебе от них; ты видел, как не легко достаются им средства к жизни?!.. Прежде всего проси себе денег на хлеб и на книги, чтоб в сих необходимейших вещах, в предстоящую треть, у тебя не было недостатка, и потом уже заботься о приготовлении скромной и непременно форменной одежды.

514. Проси родителей, чтобы тебя представляли в Семинарию непременно в назначенный срок; заботься об этом не из страха наказания за просрочку, но по любви к порядку; а между тем ты этим можешь показать своему начальству, что, и живя дома, вне начальственного надзора, ты не забыл своих обязанностей.

IV. Как вести себя в отношении к соседям?

515. Будь вежлив к причту того села, где ты гостишь; каждому соседу при встрече поклонись; а у Священника при встрече, каждый день, проси благословения и, при этом, всегда с любовию целуй его руку.

516. Помещикам, и вообще лицам более почтенным в приходе, старайся выражать особенное почтение, как вежливостию, так, при случае, и приличною услужливостию.

517. Будь приветлив и к каждому из знакомых тебе поселян; если бы иной и не догадался поклониться, при встрече с тобою, ты поклонись ему, и человека почтенной наружности всегда назови по имени и отчеству, (сказав напр. так: «здравствуй Иван Семенович! и т. под.»).

518. Если б твои домашние жили с кем нибудь из соседей несогласно (от чего Бог да сохрапит их!): ты не входи в их распрю, и, не заводя коротких сношений с противниками, не оставляй впрочем оказывать им приличную вежливость:—при встрече с ними всегда вежливо раскланивайся, смотря прямо, а не отворачиваясь от них в сторону,

519. Не дичись,—не удаляйся от соседей: в праздничные дни, или другое свободное время, когда сельские жители имеют обычай собираться для бесед у какого нибудь дома; присоединяйся и ты к ним, и старайся завести с ними разговор о чем нибудь для них поучительный и назидательный; или, если они будут вести разговор добрый, слушай их и научайся от них опытности в хозяйстве и тому подобное

V. Какие занятия непозволительны ему, во время каникул, и какия позволительны?

520. Остерегайся принимать участие в сельских увеселениях,—песнях, хороводах, плясках, катаньях на горах, и т. п.,—прилично ли походить на скомороха тому, кто готовится быть служителем Божиим?! «Где ссоры, драки, кулачные бои и сквернословия, скверныя песни и собрание жен бывает, оттуда духовному воспитаннику, по наставлению святителя Тихона Воронежскаго, должно поспешно удаляться».

521. Во время святок,—где есть обычаи маскироваться, или вечера проводить в гаданиях, карточных играх и под.—ты не делай этого; ты считай эти вечера святыми, и проводи их, как прилично будущему служителю Божию, скромно и благочестиво, за чтением Четиих-Миней, или Библии, в-слух, к истинному утешению твоей матери и других членов твоего семейства.

522. Летом можешь ходить в лес, собирать ягоды, грибы, орехи; но не один, а всегда с которой - нибудь сестрой, или с другим кем - нибудь из вашего семейства: одиночество и несвойственно твоему возрасту, и, во многих отношениях, может быть опасно для тебя.

523. Охота с ружьем или собаками никак тебе не дозволяется, как занятие совершенно не свойственное твоему званию и будущему твоему служению. Можешь, если дозволят тебе родители, ловить рыбу; но и то не один, и в местах не глубоких, — безопасных.

524. Старайся изучить приемы сельских работ и устройство земледельческих и других орудий (как, например, наладить соху, присадить и отбить косу, верно сложить скирд снопов, запречь и отпречь лошадь и т. под.). Не пренебрегай этим; ведь стыдно будет тебе, — когда сам сделаешься хозяином, — не знать этого, и не уметь поправить ошибок своего работника, если только будешь иметь его!

VI. Как ему приобретаемые в Семинарии познания прилагать к делу, и как производить занятия ученические во время каникул?

525. Впрочем не одни только сельския работы должны занимать тебя во время каникул; не отвыкай и от семинарских занятий; хотя по одному часу в день посвящай на чтение книг, или на упражнения в сочинениях. Книг проси из Церковной библиотеки, выписывай из них, что найдешь замечательнаго; приготовляй к каждому воскресному дню, хотя краткое, поучение для простого народа; записывай также свои впечатления и наблюдения; опиши свое село, свою вакацию и т. под., и все эти свои письменные упражнения,—если угодно,-по возвращении в Семинарию, представь, на просмотр, своему наставнику.

526. Проводя твои каникулы в селе, близ св. храма Божия, при котором почти всегда ты найдешь православное кладбище, не будь не внимателен к сему мирному жилищу отшедших отцев и братий наших. Сколько пищи для любомудрствующего ума твоего может постоянно доставлять оно, если ты будешь взирать на него не безсмысленно, а оком веры, любви и надежды! Умей же, вдали от своего училища, в этом безмолвном училище благочестия находить подтверждение тех высоких, священных истин, которыми с детства питается душа твоя.

527. Упражняй также ежедневно ум твой в душеспасительных размышлениях, на тот или другой текст св. Писания. Всегда, когда только ты останешься один,— тебе не с кем беседовать; то, чтобы ум твой не блуждал и не разсеявался, вспоминай какой либо текст и размышляй о нем. Вечером можешь мысли свои, которыя родятся у тебя, при этом размышлении, записать в своей памятной тетради. Испытав раз и другой это св. занятие, ты непременно полюбишь его и скажешь, подобно св. царю Давиду: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Псалм. 118, 103)!

528. Будучи знаком с другими науками, не забывай и их, во время твоих каникул. Так, зная начала ботаники, летом, во время вакации, заведи себе гербарий, собирай растения, располагай их, по родам, в тетради; делай им описание, и, по возвращении в Семинарию, представь свой труд наставнику.—Узнавай также почву, подпочву и другие причины плодородия или неплодородия местности твоей родины; производи и записывай метеорологическия наблюдения; словом: или поверяй на опыте то, что ты узнал из наук, или начинай прилагать к делу приобретенные тобою познания, и пользоваться ими.

529. Если ты посвящен в стихарь, то проси Священника, чтоб позволил тебе за Литургиею произносить поучения к народу, или твоего сочинения, или печатныя лучших отечественных проповедников; если же он не позволит, то не обижайся и не смей настаивать, помня, что он-хозяин в своей церкви.

530. Летом, между утреней и обедней, занимай собравшихся около дома твоего отца прихожан назидательными разсказами из Четиих Миней, из Пролога, или из Священной Истории. Или собери около себя маленьких детей и учи их молиться Богу, и читать: «Верую», «Отче наш», «Богородице Дево радуйся» и т. под. А зимой можешь это делать в доме твоего отца, с его позволения и, конечно, к особенному его утешению ( Все это можешь делать в церкви, если позволит Настоятель.)

531. Сельских детей, в праздничные дни, для подобных святых занятий, летом ты можешь призывать к церкви, после обеда, когда они обыкновенно бегают и резвятся. Помня свое будущее служение, заблаговременно и всячески готовься к нему, и воспитывай в себе к нему склонность и любовь, чтоб тебе со временем быть истинным пастырем словесного стада Христова, а не наемником.

532. Если есть в селе больные, постарайся навещать и услуживать им; особенно в летние дни, когда все поселяне,—от мала до велика,—уходят в поле, а больного часто оставляют одного; зайди к нему, и займи его назидательной беседой, или окажи ему какую либо услугу, если бы он нуждался в чем.

533. Если ты уже знаком с началами врачебной науки, преподаваемой в Семинарии,— можешь понимать чью-либо болезнь, и знаешь средства против нея: то преподай твой совет больному; и, если он послушает тебя, наблюди потом, какое будет следствие от указанного тобою лекарства? Запасшись в городе свежею оспою, во время пребывания своего в селе, прививай ее детям поселян, которым она еще не привита.

534. Если ты сам был болен в учебное время, и опустил какие нибудь уроки, или опустил их по другим каким-либо причинам: то, во врема вакации, непременно повтори их, чтобы не отстать в учении от своих товарищей.

535. Никогда не забывай о том, чему ты учился в Семинарии; передумывай обо всем этом, и по прекращении учения; проясняй для себя более и более то, чему ты учился, и утверждай все это в своем сознании. Ведь и пища телесная не тогда обращается в соки— в плоть и кровь, когда ты ее принимаешь, но после, по выходе из-за стола: точно также старайся, чтобы и пища души твоей, ума твоего, — познания, приобретаемыя тобою во время учения, на досуге, свободно, чрез твои собственныя о них размышления, уяснились для тебя и сделались твоим достоянием, твоим ни с чем не сравненным сокровищем!



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»