Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Библиотека / Истинный друг духовного юноши /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России
• Воцерковление школы (На память о С.А.Рачинском)
• Подготовительный конспект к съезду православной молодежи
• Чему учит встреча с греческой церковью
• О трудностях религиозной жизни в детстве и юности
• Закон Божий и экспериментальная педагогика
• Религиозно-нравственное воспитание детей в школе
• Доклад на тему “О дисциплине” Н.Н. Афанасьев
• Пастырь-служитель попечительной любви
• Истинный друг духовного юноши
• Глава 1 Каков должен быть духовный воспитанник
• Глава 2 Как духовный воспитанник должен образовать свою душу
• Глава 3 Как должен держать себя духовный воспитанник дома и в обществе
• Глава 1 О правильном отношении к лицам, нас окружающим
• Главы 2-3 О поведении в классе и при подготовке к занятиям
• Глава 4 Образец журнала чтения. Правила поведения на отдыхе
• Глава 5 О должности комнатного старшего
• Песенный сборник
• Рождественская страничка
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
О ТОМ, КАК ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬ СЕБЯ ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАННИК В ЖИЗНИ ДОМАШНЕЙ И В ОБЩЕСТВАХ ЛЮДЕЙ ПОСТОРОННИХ.

220. Общее правило. Вся у вас благообразно и по чину да бывают (1 Кор. 14, 40), говорит св. Апостол. Кому же особенно и внимать этим словам, как не тебе,— будущему блюстителю порядка в Церкви Христовой?! С детства приучайся к порядку во всем,—и в домашней жизни, и вне твоего жилища, и в обществах посторонних людей,—всегда и везде навыкай соблюдать должный порядок и благоприличие.

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ
О домашней жизни духовного воспитанника

221. Общее правило. Священнослужителю, по заповеди Божией, нужно быть свой дом добре правящу. Аще же сеоего дому не будет умети правити, како о Церкви Божией прилежати возможет (1 Тим. 5, 4, 5)? Напечатлей в душе своей слова эти, и,—чтобы тебе, со временем, быть достойным и способным служителем Церкви Божией,— заблаговременно навыкай устроять домашнюю жизнь свою.

I. Наставление касательно распределение и употребление времени.

222. Не трать напрасно времени; каждую минуту употребляй с пользою. Что сеешь в молодости, то пожнёшь в старости. Потеряв время, после будешь жалеть о нем; но не воротишь. Когда придет опытность, ты и без чужого совета дознаешь цену времени, назначенного для воспитания; но притупеют силы, и будет поздо воротить потерянное. Сколько людей оплакивают свое детство,—время воспитания, потерянное в праздности! Но это зло,—отрицательное,—влечет за собою положительное зло: праздность мать всех пороков,— многой злобе, говорит Премудрый, научила праздность (Сирах. 33, 28), — и имеет самое разрушительное влияние на душевные способности. Убегай же праздности и, как можно благоразумнее, пользуйся своим временем.

223. Чтобы правильно пользоваться своим временем и никогда не тяготиться им, распредели его так, чтобы на каждый час у тебя было свое дело (Еккл. 3, 1—8.): назначь одни часы на изучение уроков, другие— для чтение книг, или для сочинений и т. д. При таком распределении часов, ты никогда не скажешь, что «тебе нечего теперь делать» и не станешь от "нечего делать" искать пустых развлечений. Разумеется, что у тебя это распределение времени должно быть приспособлено к порядку занятий в училище.

Распределение времени для духовных воспитанников:
а) в шесть часов вставать; но позволяется, особенно в летнее время, и ранее, по произволу.
б) седьмой, по одеянии, на молитву.
в) осьмой—на приготовление к классам.
г) девятый, десятый, одинадцатый и двенадцатый — в классах.
д) первый и второй—на обед, отдых и прогулку.
ж) третий и четвертый—в классах.
з) пятый—на отдых и прогулку.
и) шестой, седьмой, осьмой—на домашние уяражнения.
к) девятый—на ужин и отдых.
л) десятый—на домашние упражнение и вечернюю молитву.
м) в десять часов спать. По особенному дозволению от начальства, можно заниматься сочинениями или уроками до одиннадцати часов; но в одинадцать часов огонь, в комнатах для занятий, непременно должен быть погашен (Устав. Д. Сем. § 62).

II. Наставление воспитаннику, касательно его вещей.

224. Если родители благословили тебя св. иконою, то содержи ее благоговейно и в чистоте.

На шее всегда имей крест. Имей свой молитвослов и Библию, по крайней мере, Новый Завет. Почитай эти святые вещи первым и самым драгоценным своим имуществом.

225. Старайся приобрести все нужные книги и тетради; имей также свою чернильницу, линейку, карандаш, ножичек, иголку и прочее. Все это также должно составлять твое первоначальное хозяйство, и может приучать тебя к сбережению, и правильному распоряжению своею собственностию.

226. Не приобретай вещей, ненужных для тебя, и тем более таких, которые не прилично иметь духовному воспитаннику, как-то: не приличных картин, книг безнравственного содержание и т.п. Если бы кто нибудь вздумал подарить тебе подобную вещь: благодари, но не принимай подобного подарка, говоря, что тебе не позволительно и не прилично иметь его.

227. Проси своих родителей, чтоб приготовляли тебе одежду всегда такого покроя и такого цвета, какие определены для вас вашим начальством; чтобы, таким образом, тебе всегда соблюдать однообразие, в одежде, со своими товарищами.

228. Не приучайся к щегольству; не носи ни манжет, ни воротничков и т. п., чтобы после не скучать скромною одеждою Священника. Почитай благоприличием в одеянии не роскошь, или щегольство, но скромность, чистоту и опрятность.

229. Люби свою форменную одежду, как самую приличную для тебя, и не являйся нигде в каком нибудь другом наряде; чтобы самая внешность твоя показывала в тебе благовоспитанного духовного юношу, и побуждала тебя вести себя сообразно со своим званием.

230. Все свои вещи содержи в чистоте и порядке. Сундук или шкаф свой чаще пересматривай, и сор, или пыль, вычищай оттоле. Это — твой маленький домик; если приучишься содержать его в порядке и чистоте: то, со временем, будешь наблюдать порядок и опрятность в своем доме, и,—если Бог благословит быть Священником, — у себя в церкви.

231. В те дни,—когда бывает для вас баня,—пересматривай свою одежду и постель. Где что худо, починивай; оборвавшияся пуговицы пришивай; постель выноси на воздух и вытресай из нее пыль; из-под кровати сор и пыль выметай,—и все это старайся делать сам, когда у тебя нет для этого прислуги. Да и,—Бог знает,—будешь ли пользоваться, со временем, чужими услугами?!

III. Правила касательно сна и употребления пищи.

232. Спи не более осьми, не менее семи часов в сутки: лишний сон вредит здоровью, и притупляет умственные способности. Не приучайся спать, после обеда. Если нет приготовление к классу; то лучше употреби это время на отдых в разговорах с товарищами, или на чтение книг, не требующих напряженного внимания.

233. Не спи на постели мягкой, производящей испарину и бессонницу («Постели»—говорит современный отечественный Архипастырь—«никогда не имей слишком мягкой. Хороший сон дает не мягкая постель, а мирная совесть. Многие очень худо спят и на самых мягких пуховиках; напротив другие и на весьма жесткой постеле спят весьма крепко и покойно... Мягкая постель очень часто бывает надежным помощником лукавому в его действиях против чистоты нашей души и нашего тела.» (День св. жизни, Григорие Архиеп. Казанск. стран. 154). Изголовье имей не очень высокое. Голову, во время сна, по совету медиков, должно держать только несколько выше положение своего тела.

234. Когда у тебя в ночи бывает безсонница; это значит, что Бог призывает тебя на молитву: встань и усердно помолись Богу, с земными поклонами; потом, когда опять ляжешь в постель, имей в уме твоем молитву Иисусову до тех пор, пока не заснешь. Это избавит от безпокойных мыслей твою душу, и скоро низведет покойный сон твоему телу.

235. Когда же придет время, или дадут звонок вставать от сна; то, пробудившись, тотчас перекрестись, поцелуй свой крест и немедленно оставляй постель, благодаря Бога за дарованный тебе сон, и освящая молитвою наступающий день.

236. В пище соблюдай умеренность, которая предохранит тебя от многих болезней. Яждь, яко человек, предлежащее ти и не пресыщайся (Сир. 14, 16.). От пресыщения, также как и от не умеренного сна, тупеют умственные способности, и слабеет здоровье как души, так и тела.

237. Кушай не спеша, не показывая жадности, и всегда благодаря Бога за даруемую тебе пищу (I Кор. 10, 31.). Премудрый касательно этого дает, со своей стороны, такой совет: сел ли, еси при трапезе велицей, не разверзи на ней гортани твоея (Сир. 31, 13.).

238. Остерегайся принимать пищу, слишком горячую и слишком холодную, и пить холодную воду, особенно в жаркое время и, вообще, в состоянии разгоряченном. От несоблюдение этой предосторожности многие подвергались сильным простудным болезням и умирали.

239. Тот-час по выходе из-за стола полезно несколько, — минут двадцать,—походить но комнате.

240. Не садись за стол, не перекрестившись и не прочитав, с искренним усердием: "Отче наш" или других молитв, положенных для того Церковию; равным образом, и после стола, всегда молись Богу.

IV. Особенные наставления об опрятности.

241. Вставши с постели, после сна, умывайся холодной водой; промывай чище свои руки; мой зубы и освежай водою всю свою голову.

242. Наблюдай, чтобы белье на тебе всегда было чисто; и если усмотришь, что оно замарано, непременно, в тот же день перемени. Будущему служителю святого престола Божие с детства нужно соблюдать около себя всякую чистоту и опрятность («чистоту всячески наблюдать, под опасе-нием исключение из Церковного чина..»).

243. Умывшись и одевшись, осмотрись хорошенько; все ли на тебе в порядке,—завязан ли галстук, застегнуты ли пуговицы, причесаны ли волосы и т. п.? Тоже делай каждый раз пред выходом из дома.

244. Всегда старайся соблюдать около себя чистоту и опрятность; тем более в неопрятном виде, - раздетый, или с продранными локтями и оборвавшимися пуговицами,—никогда не показывайся людям посторонним.

245. Старайся, что бы и все, что выходит из твоих рук, свидетельствовало о тебе, как о юноше благовоспитанном. Так, например, пишешь ли к кому письмо, не разбирая,—высшее-ли то, или низшее тебя лице,— пиши со всею тщательностию, на чистой бумаге, хорошо очиненным пером и чистым почерком, и т. п.

ОТДЕЛ ВТОРОЙ
О поведении духовного воспитанника вне своего жилища,—на пути в класс, церковь

246. Общее правило. Вышедши из своей квартиры, веди себя особенно прилично; на глазах народа каждый твой неблагопристойный шаг может полагать тень на всю вашу Семинарию, чернить твоих товарищей и даже начальников. Дорожи же честию своею, и честию заведения, которое дает тебе образование.

I. Как вообще вести себя воспитаннику вне своего жилища, и как поступать, при различных встречах?

247. Проходя по улице, иди по сторонам ея,—по тротуару, а не по середине; ходи прямо, не качаясь из стороны в сторону, не спешно, но и не тихо; руками не размахивай; по сторонам не заглядывайся; в окна домов, мимо которых проходишь, не засматривай; в лица встречающихся не всматривайся нагло; каждому, встречающемуся с тобою, уступай дорогу.

248. Толпой, по нескольку человек рядом, по улицам города, не ходите; но по два, или не более, как по три человека. Можно, на пути, вести разговор между собою, но не шумный.

249. Встретив, или увидав, толпу на улице, не приставай к ней, не останавливайся даже из любопытства узнать, для чего она собралась; но иди, своей дорогою, в свое место. Не останавливайся также, вместе с толпою, смотреть в окна тех домов, где бывает пир, или собрание. Тем более отвращай взор свой от всякого встретившагося безчиния, чтоб не разстроить своего сердца и воображения.

250. По вечерам, а тем более глубокою ночью, не выходи из дому. Если же крайний случай вызовет тебя, поздо вечером, на улицу: то ускори твого обыкновенную походку, чтобы проворнее укрыться от темной ночи.

251. При встрече со знакомыми, кланяйся, наклонив несколько голову и сняв шапку, но ни с кем из них, среди улицы, без особенной нужды, не останавливайся.

252. Начальникам и наставникам Семинарии, и других учебных заведений, и всем другим почетным лицам в городе, всегда отдавай почтение искреннее, с любовию. При встрече с ними, обернувшись к ним лицем, сними шапку и поклонись. Если спросят тебя о чем нибудь, отвечай вежливо, без дерзости, но и без замешательства, и пока не позволят тебе накрыться, не надевай шапки.

253. Равным образом выражай почтение встречающимся с тобою священнослужителям и монашествующим, хотя бы и незнакомым тебе: всею душею твоею благоговей Господеви, и иереи Его чти (Сир. 7, 32) .

254. Если встретишь слепого, без провожатаго, нуждающагося в указании дороги, проводи его. Если бы кто нибудь близ тебя упал, подскользнувшись,—хотя бы то был нищий,— поспеши помочь ему встать. Не считай для себя унижением оказать услугу ближнему,— кто бы он ни был,—помня пример Спасителя, умывавшего ноги ученикам Своим и сказавшего: всяк.... смиряяй себе, вознесется, и: аще кто хощет болий быти в вас, буди всем раб (Иоан. 13, 14. Лук. 18, 14).

255. Заметив кого нибудь в нетрезвом, безобразном виде, не смейся над ним,—словесе поносна не рцы ему (Сир. 31, 37); но мысленно молись о нем Богу и, без всякой мысли осуждения, извлеки, из этого примера, урок трезвости для своей жизни.

256. Если пьяный, или какой нибудь буйный человек, идет навстречу тебе, скорей пройди, уступив ему дорогу; если бы он стал ругать тебя, не показывай виду, что ты слышишь это: не отвещай безумному по безумию его (Прит. 26, 3). Если бы даже он толкнул тебя, отойди от него скорей, не говоря ни слова; но внутренно жалея о нем, и прощая ему его дерзость, как человеку, потерявшему разсудок.

257. Увидев еврея, или раскольника,—которых иногда можно узнать по их внешности,— не смотри на них грубо и с презрением, но приветливо и с сожалением, молясь внутренно Господу об обращении их к вере Христовой.

Кротость твоя разумна да будет всем человеком, по наставлению св. Апостола.

258. При встрече преступников—арестантов, подумай: «как гибельно уклонение от законного порядка! до какого жалкого состояние доводит человека своеволие!»—и, поучаясь сим примером, сам,—где бы ты ни был, хотя и вдали от взора начальников,— веди себя во всем согласно с правилами, какие начальство твое тебе предписывает. Помни, что если начальники твои не видят тебя, то видит тебя Господь Бог,—видят тебя твои небесные блюстители, твой Ангел—хранитель и соименный тебе угодник Божий; и бойся нарушить свой долг, пред лицем своих невидимых приставников.

II. В каких местах не прилично бывать духовному воспитаннику и как ему проходить по ним?

259. Избегай шумных и многолюдных улиц; не ходи, без особенной нужды, по торговой площади, чтобы не наслушаться тебе там не скромных слов и не разстроить своего чистого сердца. Не обзирай стогн града и в пустых его не заблуждай (Сир. 9, 7.) говорит Премудрый ( Святитель Тихон, на этот предмет, дает такие правила: «по базару и улицам не таскаться (§19). На базаре и улицах, как обычай есть грубым и деревенским мужикам, ни каких снедей не есть (§ 20).»).

260. Не ходи в публичные заведения, гостинницы, театры, вокзалы и т. п.; не ходи на публичные гулянья, на звериные травли, конские ристалища (Трул. Соб. Прав. 24); не принимай участие в светских увеселениях, неприличных духовному воспитаннику ,наприм., в танцах. Помни, что ты—жребий Божий; не прилично быть плясуном тебе, который готовишься быть служителем Господа, Иисуса Христа.

261. Если, по необходимости, тебе придется проходить по торжищу, или близ других публичных мест: то ускори свою походку в сих местах; с молитвою в сердце, проворней, удаляйся от них, чтоб не запало в душу желание самому принять участие в мирских увеселениях, тебе не свойственных. Не любите мира, ни яже в мире; аще кто любит мир, несть любви Отчи в нем; яко все, еже в мире, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская (1 Иоан. 2, 15, 16). Ко всем христианам относится это наставление возлюбленного ученика Христова; но особенно ты, как будуший служитель Божий, должен внимать ему!

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ.
О том как вести себя духовному воспитаннику, при посещении им чужих домов.

262. Общее правило. Не учащай вносити ногу твою к другу твоему, да не когда, насыщся тебе, возненавидят тя (Притч. 25, 17). Если посещаешь знакомые тебе дома, то делай это не с тою целию , чтобы искать в них угощения, но с тем, чтобы приобретать опытность для своей последующей жизни. Помни: пока ты воспитанник, у тебя должна быть одна цель—образование, и везде ищи его.

I. Как вести себя воспитаннику, при входе в чужой дом?

263. Пришедши в чужой дом, еще не входя во внутренние покои, осмотри свою одежду, поправь волосы, очисти обувь от грязи, — словом, поправь на себе все так, чтобы войти в приличном виде.

264. В домах, где есть передняя, оставляй в ней свою шинель и галоши; потом входи в зал, и здесь дожидайся приглашение явиться к хозяевам.

265. В зале помолись Богу; потом, когда пригласят в гостиную, взойди скромно, поклонись хозяевам не низко, но и ненадменно; за тем поклонись другим, находящимся тут лицам, и займи самое скромное место, или сядь там, где укажут хозяин, или хозяйка.

266. Пришедши в чужой дом, будь внимателен ко всему; смотря на хозяина и почтенных гостей, перенимай у них приемы благоприличного обращения.

267. Если встретишь хорошее убранство дома, отличные картины и т.п, не выражай, без особенного повода, своего удовольствие и не показывай явного удивления, чтобы, своим восторгом, не обратить на себя общего внимания, и потом не притти от этого в замешательство.

268. Не порицай и не осуждай ничего в чужом хозяйстве; потому что это— не твое дело. Если заведут при тебе разговор о таких вещах; то уклоняйся от него, обратив внимание на что либо другое, и показывая вид, что ты этого не видишь и не слышишь.

269. Даже в уме своем не осуждай ничего, что ты заметил худого в доме, в котором принимают тебя. Тем более не говори о замеченных тобою недостатках никому другому, хотя-бы другу своему; это значило бы за гостеприимство платить неблагодарностию.

270. Если тебя о чем либо попросит хозяин, или хозяйка, — например: играть на музыкальном инструменте, на котором ты играешь, или пропеть, вместе с другими, какую-либо церковную песнь и т. п.: то почитай подобную просьбу за честь для себя, и, по долгу вежливости без всяких отговорок, исполняй их желание.

271. Когда будет приближаться срок, до которого ты уволен начальством; то нимало не медля,—не дожидаясь никаких угощений,— встав, поблагодари хозаев за радушный прием, и возвращайся в свое место: вовремя вставай, а не последи иных в дом отыди, говорит тебе, на этот счет, сын Сирахов (32, 15).

272. На пути домой благодари Бога, что Он дает тебе случай видеть, как живут люди; припоминай, что в обществе ты видел достойного замечания, и извлекай из этого урок для своей последующей жизни. Замечания, особенно назидательные, возвратившись домой, можешь вносить в свою памятную книжку.

II. Как вести себя воспитаннику в чужом доме, когда там много гостей?

273. Если в обществе, куда ты придешь, будут лица духовного звания, и между ними священники; то у старшого из них поспеши получить благословение; потом тотчас выбери себе место и садись, ближе к лицам одного с тобою звания, или равным тебе, по своим летам.

274. Если в обществе, куда ты войдешь, ты не заметишь общого разговора: то, выбрав место около человека, более близкого к тебе по своим летам и по своему званию, займись с ним приличным разговором. Но как скоро начнется общий разговор, особенно, когда начнут говорить люди почтенные; прекратите свой разговор и слушайте разговор старших с особенным вниманием.

275. От людей безпокойных, гордых и надменных старайся держать себя далее: кое причастие горнцу с котлом?. . Не належи беседовати с ним, и не веруй множайшим словесем его: многою бо беседою искусит тя, и яко смеяся испытает тайная твоя (Сир. 13, 3. 14)

276. Встретив в обществе своего начальника, и здесь, как и везде, будь внимателен к нему и почтителен. Если он начнет говорить с тобою, то слушай и отвечай ему стоя, пока он не позволит тебе сесть; точно также держи себя и пред лицами посторонними, особенно почтенными по своему званию, по летам и. т. п.

277. Не навязывайся на особенное внимание к хозяину; не равняйся с высшими: посреди велъмож, говорит Премудрый не равен творися (Сир. 32, 11); с низшими же обращайся ласково, без надменности, как с равными.

278. Людям старшим и высшим себя, когда представится случай, по долгу уважение к ним и учтивости, старайся оказать услугу (так например, если бы кто из них, сидя близ тебя, уронил свой платок: спеши поднять и подать, и т. п.).

279. Если заметишь в обществе человека беднаго, незнатнаго, из простого сословие и т. п.; то хотя бы другие и чуждалиеь его, ты покажи к нему участие, хотя ласковым словом, помня замечание Премудраго: безчестяй убогия, согрешает: милуяй же нищия, блажен. Оклеветаяй убогого , раздражает Сотворшого (Притч. 14, 21, 31).

280. Если случатся в обществе молодые женщины и девицы: соблюдай в отношении к ним всякую скромность: девы не зазирай; отврати око твое от жены красныя, и не зазирай чуждые доброты, говорит сын Сирахов (9, 5, 8). При разговоре с ними никогда не смотри им прямо в глаза, чтобы не выразить какой нибудь нескромности. Остерегайся, чтобы не быть тебе подобным тому безумцу , упоминаемому Премудрым, который помизает оком и знамение дает ногою, учит же помаванием перстов (Притч. 6, 13). Скромность—самое лучшее украшение юноши, напротив ничто так не унижает его, как нескромность!

281 Старайся быть ближе к старцам и ласковей к детям. Это тебе и приличнее всего, как юноше и еще воспитаннику; и чрез это же, ты скорее всего приобретешь доброе мнение о себе и от хозяев и от всего общества, и удобнее сохранишь, среди мирских соблазнов, чистоту души своей.

282. Не стыдись, среди чужих людей, своей бедности: бедность—не порок. Не скучай тем, что ты не научен танцевать, шаркать ногою , много говорить о пустых вещах, словом — незнаком с приемами светского неправильного образования. Тебе оно не нужно. Хорошо ли, если бы голубь стал держать себя, как ястребенок, или как сорока?... Будь честен, скромен, учтив, даже несколько стыдлив , или застенчив, — ибо есть и стыд—слава и благодать (Притч. 26, 11., Сир. 41, 29),—и тогда разве одни невежды назовут тебя не ловким; а люди истинно—образованные душевно будут радоваться , смотря на твою кротость, скромность и степенность.

III. Общепринятые правила приличия, которые всегда должен соблюдать всякий воспитанник.

283. Всегда и везде имей при себе носовой платок чтоб на пол даже не плевать, особенно, когда пол содержится в отличной чистоте.

284. Если у тебя насморк, или кашель; то, будучи не в силах воздержаться от кашля, кашляй тише, отвернувшись от своего соседа и рот свой закрыв платком, или рукою: только животным, как не ишеющим разумной души, простительно не уметь остановить, или скрыть неприличных естественных движений.

285. Старайся удерживаться от зевоты, чтоб не возбудить ея в других; если же нет сил удержаться, то делай это не заметно для других , также закрыв свой рот платком или рукою.

286. При общем смехе не позволяй себе смеяться громко. И,—если услышишь, или увидишь что либо действительно смешное,—то только скромно улыбнися: буй в смехе, по словам Премудраго, возносит глас свой; муж же разумный едва тихо осклабится. (Сирах. 21, 23).

287. Во время стола, или после обеда, не чисти в зубах вилкой, или ногтем; а также—в ушах пальцем, и т. п.

288. Не прилично, особенно в присутствии людей почтенных, сидеть положивши одну ногу на другую; не протягивай также ног своих далеко от стула и не прячь их под стол, чтобы удобнее было тебе вставать, когда нужно.

289. Во время разговоров не указывай ни на кого пальцем, а также не размахивай руками, не упирай ими в бока и не прячь их в карманы; но если ты стоишь, то опусти свои руки, или пальцы одной руки положи за пуговицы сюртука твоего; когда же сидишь, держи их на коленах.

290. Не облакачивайся на стол и не прислоняйся грудью к столу, или стулу твоего соседа.

291. Не разваливайся небрежно на своем стуле и не сгибайся много; а сиди ровно, прямо и естественно, без всякой принужденности и расслабления.

IV. Как держать себя воспитаннику, в чужих домах, при угощениях?

292. Когда приглашают к столу, ты не спеши прежде других садиться за столъ; и когда другие поспешат к блюдам,—быть может, без молитвы, — ты, как истинный сын и питомец Церкви, в это время помолись Богу, и потом, по приглашению хозяев, садись.

293. Выбирай себе место за столом, по наставлению самого Спасителя, ниже других (Лук. 14, 8), чтобы не попросил тебя хозяин уступить твоего места другому—старшему тебя.

294. Во время стола всматривайся, как другие—старшие обращаются со своими приборами и кушаньями, и подражай им.

295. Когда поставят на стол, или поднесут к тебе блюдо с кушаньем; не выбирай вилкой порции получше, бери подряд и не много.

296. От употребление всяких хмельных напитков всегда отказывайся,—скажи, что ты не пьешь вина, что пить его тебе и рано и не позволительно. После такого ответа, ни один благоразумный человек не будет тебя принуждать к нему; напротив всякий будет уважать и радоваться, смотря на твое воздержание. Разве не образованные будут глумиться над твоею трезвостию, но с ними у тебя не должно быть общения.

297. Что бы тебе удобнее воздерживаться от винопития, всегда, когда ты видишь вино, воображай себе то зло и безобразие, которого оно бывает причиною (Прит. 21, 17. 23, 20.21. 29, 30, 31. Премуд. 19, 1. Сир. 31, 9 и проч.); помни также, что пияницы царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9),—что готовящемуся принять священный сан подобает быти не пияници (1 Тим. 3, 3). Представляй также, как благообразна трезвость! Вспоминай знакомых тебе людей и из мирян, которые до старости никогда не прикасались к вину,—и такое их воздержание всегда служило украшением их жизни, и было виною их счастие и долголетия.

298. Не пей вина и одной капли; и одна капля вина уже помрачит юношескую свежесть лица твоего; изменит твой голос, и ты,— сам не замечая того,—можешь сказать, или сделать что либо неприличное.

299. Не лей вина и там, где пьют вино «за здравие». Принимая бакал, ты только покажи вид, что пьешь; в самом же деле, и не прикушивай, а в сердце своем, внутреннею молитвою, попроси у Господа Бога здравие тому, за чье здоровье пьется вино.

300. Отказывайсл пить вино; трезвость наградить тебя; в то время, когда другие будут искать услаждение в винопитии, ты от воздержание будешь ощущать в душе твоей такое удовольствие, такую отраду, какой не могут доставить никакие,—самые дорогие винные напитки.

301. Не кури и табаку нигде, и особенно в чужих домах. Ты увидишь, что люди пожилые, почтенные,—и те, в чужих домах, без позволение хозяйки и других почтенных особ не курят своих сигар; а тебе—юноше неприлично не только курить, но и просить на это позволения, а по долгу учтивости непременнно должно отказаться от табаку и тогда, когда угощают им.

302. Тем более тебе должно воздерживаться от табакокурение и не приобретать привычки к нему, что оно почитается занятием весьма неприличным в том звании, к которому ты готовишься,—может современем подвергать тебя нареканию от людей благомыслящих, и вводить тебя в грех, или доставляти много безпокойства, когда тебе будет нужно приготовляться, или совершать священнодействия.

303. Не кури табаку, и даже не нюхай табаку, и потому еще, что привязанность к нему, если не так безобразна, как страсть к вину, то не менее того вредна для здоровья, и, кроме того, в тебе,—как прихоть, от которой ты должен будешь отучать других,— весьма предосудительна; ею ты можешь соблазнять ближних своих; но горе человеку тому, им же соблазн приходит (Матф. 18, 7).

304. Выпив одну, или две чашки чаю, давай знать, что не желаешь пить более;—для этого обыкновенно ставят чашку вверх дном на блюдечке; или, если есть чайвая ложка, опускают ее в пустой стакан, или чашку;—и благодари хозяина, или хозяйку вежливым поклоном.

305. Если будут поданы для угощение плоды, или другие какия-нибудь сласти, то кушай их как можно менее, не пресыщайся во всякой сладости (Сир. 37, 32), говорит Премудрый; и: мед обрете, яждь умеренно (Прит. 25, 16); пресыщением бо мнози умроша; внимаяй же приложит житие (Сир. 37, 34). Вообще, жадности нигде, ни к чему, никогда не показывай, как разумное существо, и благовоспитанный юноша, а не как не способное владеть собою животное.

306. Не обижайся, когда хозяева, занятые другими гостьми, тобою мало, или совсем не занимаются. Помни свой возраст и цель, для которой ты приходишь в общество;—ты приходишь не за угощением, а учиться жить: и будь доволен тем, что тебя приглашают в хорошие дома.

307. Помни все сии правила и не считай ни которых из них мелочными, и необязательными для себя: от зрака познан будет муж; сретением лица познан будет умный. Одеяние мужа и смех зубов, и стопы человека возвестят, яже о нем (Сир. 19, 26. 27). А потому как о велице, так и о мале не разумевай. (—5, 18).



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»