Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Библиотека / Истинный друг духовного юноши /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России
• Воцерковление школы (На память о С.А.Рачинском)
• Подготовительный конспект к съезду православной молодежи
• Чему учит встреча с греческой церковью
• О трудностях религиозной жизни в детстве и юности
• Закон Божий и экспериментальная педагогика
• Религиозно-нравственное воспитание детей в школе
• Доклад на тему “О дисциплине” Н.Н. Афанасьев
• Пастырь-служитель попечительной любви
• Истинный друг духовного юноши
• Глава 1 Каков должен быть духовный воспитанник
• Глава 2 Как духовный воспитанник должен образовать свою душу
• Глава 3 Как должен держать себя духовный воспитанник дома и в обществе
• Глава 1 О правильном отношении к лицам, нас окружающим
• Главы 2-3 О поведении в классе и при подготовке к занятиям
• Глава 4 Образец журнала чтения. Правила поведения на отдыхе
• Глава 5 О должности комнатного старшего
• Песенный сборник
• Рождественская страничка
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




НАЧАЛА, КАКИМИ ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАННИК ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ, В СВОЕМ ПОВЕДЕНИИИ.

Главные правила для нравственной жизни всякого христианина.

I. Старайся быть не только добрым человеком, не нарушающим внушений совести, но и истинным христианином, в точности исполняющим евангельские заповеди; как искупленный Божественною кровию, облекайся в нового человека, созданного по Богу в правди и в преподобии истины. (ЕФ. 4, 24).

II. Сознавая в себе, кроме Закона Божия, ин закон, греховный (Рим. 7, 23), утвердившийся в нас вследствие первородного греха, всевозможно старайся противиться своим худым наклонностям; подавляй в себе все греховные расположения и влечения: иначе ты не будешь достоин и христианского имени: иже хощет по Мне ити, говорит Спаси ситель, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет (Мар. 8, 34)

III. Имей всегда в своем сердце и выражай во всех своих действиях пламенную любовь к Богу и искреннюю любовь к ближним: возлюбиши Господа Бога твоего,—как заповедует Господь наш Иисус Христос,— всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всеми мыслями твоими: и ближнего твоего, яко сам себе (Матф. 22, 37—40. Лук. 10, 27.)

IV. Живи постоянно в Боге, — имей всегда в своем сердце Господа Иисуса Христа, и на все свои действия проси Его небесного благословения и благодатной помощи: без Мене,—говорит Он,— не можете творити ничесоже; и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног (Иоан. 15, 5.).

ДРУГИЯ НАЧАЛА ДЛЯ ПОВЕДЕНИЯ ЕГО, КАК СОБСТБЕННО ДУХОВНОГО ВОСПИТАННИКА.

V. Непрестанно помни о своем высоком предназначении,—о том, что ты готовишься быть Православным священником; и, во всех отношениях, веди себя так, чтоб тебе, со временем, сделаться достойным этого высокого звания, и способным к прохождению его.

VI. Готовясь быть священником, служителем вечного Первосвященника—Господа нашего Иисуса Христа, изучи земную жизнь Спасителя, и сообразуй с сего святейшею жизнию все свои действия: якоже Он творил, и ты,— как будущий руководитель других в последовании Ему, — твори также (Иоан. 13, 15). Особенно старайся быть кротким и смиренномудрым, подобно Господу Иисусу Христу, Который Сам призывает нас, учиться у Него сим добродетелям, говоря: возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11, 29).

VII. Как питомец христианской мудрости, постоянно имей в своем сердце страх Еожий, который есть начало премудрости (Притч. 1, 7); т. е. бойся оскорбить всеблагого Господа нарушением св. воли Его,—представляй на всяком месте Его присутствие и, при всяком соблазне ко греху, говори с Иосифом, сыном Израилевым: како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом (Быт. 39, 9)?

VIII. Как страж Закона Божия (Иез. 33, 7),—в предстоящем тебе звании священника,—и хранитель церковных уставов, от юности, учись свято соблюдать заповеди Божии (Исх. 20; 2—17), и все уставы Православной Католической и Апостольской Церкви, да не како, со временем, иным проповедуя, сам неключим будеши (I Кор. 9, 27).

IX. Как духовный воспитанник, согласно с самым именем твоим, старайся воспитать в себе любовь к жизни духовной,— чаще и более упражняйся в посте, молитве, богомыслии, чтении Слова Божия, и с осторожностию и благоразумием пользуйся земными благами.

X. Во все время твоего воспитания, ни на минуту, не забывай о том, что ты еще воспитанник; и, посему, во первых, всегда и везде ревностно заботься о приобретении образования, свойственного твоему званию и назначению; во вторых, в твоей ученической жизни, во всем поступай так, как прилично юноше благовоспитанному.

Предлагаемые здесь тебе наставления могут показать, как тебе быть верным этим главным правилам, или началам твоего поведения.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
О ТОМ, КАКОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБРАЗОВАННЫЙ ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАННИК.

Сыне, храни законы отца твоего, и не отрини наказание матере твоея: навяжи же я на твою душу присно, и обяжи я о твоей выи! (Притч. Солом. 6, 20, 21).

ГЛАВА ПЕРВАЯ.
КАКОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАННИК В ОТНОШЕНИИ К ДЕЛАМ ХРИСТИАНСКОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.

1. Общее правило. Люби святую православную веру, до готовности положить за нее свою душу; заботься узнать все ее догматы и заповеди; с благоговением принимай и те и другие, - твердо и верно содержи в твоем уме и в сердце ее догматы, и во всей точности соблюдай все ее заповеди.

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ.
Наставления касательно молитв, которые должен совершать духовный воспитанник.

2. Общее правило. Молитва будет делом всей твоей жизни,—будет сопровождать все действия твоего будущего служения; посему особенно люби святую молитву; более и более упражняйся в ней; постарайся воспитать в сердце твоем такое молитвенное настроение, чтоб тебе, во всякую минуту, быт готовым возносить к Господу Богу свои мысли и чувства.

I. Как он должен совершать молитвы утренние и вечерние, и за кого ему молиться Богу?

3. Неопустительно, каждый день, читай утренние и вечерние молитвы, положенные в молитвослове и читай их всегда с умилением и благоговением. Чрез это ты входишь в общение с самим Господом, Которому молишься, и с св. Отцами, составившими сии молитвы. По прочтении сих молитв, всегда проси Господа о своих нуждах, и своими словами, и сердечными воздыханиями.

4. Прося у Господа спасения своей души, вместе с тем, молись ежедневно и о благоденствии твоего Огечества,— о здравии и спасении Епархиального Архиерея,—отца своего духовного ,—родителей,—наставников,—родственников,—благодетелей,— и всех друзей и знакомых; молись также и о людях, неприязненных к тебе, если бы у тебя были таковые.

5. Молитвы эти выражай словами простыми, но выходящими прямо из сердца.

6. Если у вас молитва общественная: то о здравии и спасении Отечества прилично вам пропеть церковную песнь: «спаси, Господи, люди твоя» .и пр., и потом положить земной поклон. Краткие же молитвы за Святейший Синод, Преосвященного Архиерея, начальников и пр. должен произносить, в таком случае, внятно и раздельно воспитанник, читающий молитвы, по книге и, после каждой из них, всем должно полагать земной поклон.

7. Молись ежедневио, поименно и о лицах усопших, которые по родству, или по дру-гим отношениям, были близки к тебе, го-воря такъ: «упокой, Господи, в царствии небесном раба твоего, - имя рек, - моего наставника!» и положи за него земной поклон.

8. Во всю жизнь твою поминай, на молитвах, о упокоении в царствии небесном Благочестивейших Государей, незабвенных наших благодетелей: Александра Павловича, даровавшего средства к устроению и содержанию Училищ, для вашего образования, и Николая Павловича, положившого начало улучшению состояния ваших родителей.

II. Какие особенно молитвы должны быть постоянно в сердце и в устах духовного воспитанника.

9. Когда ты свободен от дел, и не знаешь, чем занять свои мысли: то, чтоб не пришли тебе в голову мысли праздные, повторяй в душе твоей или: "Господи помилуй" или: краткую молитву Господу, Иисусу Христу, с размышлениями о любви, оказанной нам нашим Спасителем.

10. Любя всем сердцем твоим Господа твоего Иисуса Христа, для служения Которому ты и воспитываешься, обучи свою душу и язык свой, как можно чаще,—и среди твоих занятий, — с сердечным воздыханием взывать к Нему: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» .

11. Веруя во имя Отца и Сына и Св. Духа (Матф. 28, 19.), непрестанно содержи в уме твоем сей высочайший догмат нашей Веры; и, в ежедневных молитвах твоих, неопустительно читай: «Пресвятая Троице, помилуй нас,» и проч. .

12. Почитай, от всея души твоея, Матерь нашу, Госпожу Пресвятую Богородицу, истинную ходатаицу нашего спасения, и неоднократно, каждый день, повторяй Ей приветствие Архангела: "Богородице дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! и и проч. «Так как чрез нее—говорит один Учитель Церкви, — Бог снизшел на землю, то чрез нее люди удостоиваются восходить к Богу».

13. Поминай в своих молитвах и всех святых Божиих, говоря: «вси святии молите Бога о мне грешнем!» И, в особенности , каждый день, молись непременно твоему Ангелу Хранителю, — тому Святому, которого имя ты носишь на себе, — Святому, имени коего посвящен храм, при котором ты живешь,—Святым, коих иконы ты имеешь у себя, и Святому дня. Все это — невидимые приставники, небесные воспитатели, данные тебе от Бога, для хранения твоей жизни, и для руководства твоего к вечному спасению; поминай их, молись им, подражай их вере и любви к Богу и ты, — будущий предстоятель престола Господня,— будешь действительным их воснитанником.

14. Научись непрестанно славить и благодарить Господа. Помышляя о своей жизни,—о богодарованных тебе способностях, — об успехах в учении, оказываемых тобою при помощи Божией,—о состоянии, в которое поставил тебя промысл Божий, совершай чаще крестное знамение с мысленною, или и устною молитвою: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, Благодетелю мой, во веки веков!» И никогда не забывай благодарить Господа тотчас по получении от Него какой либо милости, напр. при радостном для тебя известии о чем-либо и т. п.

III. В каких случаях ему никак не должно оставаться без молитвы.

15. При выходах из дома,—в класс на ученье, или в храм Божий на молитву и т. п., — всегда помолись Богу, обращая взор свой к святым иконам, с такою молитвою: «Господи! направи ко благу путь мой.»

16. При входе в каждый православный дом, также непременно прежде помолись Богу, и потом приветствуй хозяев дома приличным поклоном.

17. Проходя мимо храмов Божиих, часовень, или святых икон и крестов Господних, встречающихся тебе на пути, останавливайся, молись пред ними, или, по крайней мере, благоговейно перекрестися, с искреннею молитвою Господу Иисусу.

18. Заметив церковное шествие с святыми иконами, еще вдали обнажи свою голову, и старайся войти в молитвенное расположение духа. Если при этом сопровождают усопшего; помолись за него Отцу Небесному, говоря искренно в душе своей: «упокой, Господи, в царствии небесном душу сего, новопреставльшегося раба Твоего!

19. Молись также усердно и при виде православнаго, украшенного св. крестами и иконами, кладбища, говоря: «упокой, Господи, в царствии небесном всех православных Христиан, погребенных здесь!»

20. Будучи сам постоянно благовеен и набожен, почитай и святые занятия ближнего твоего. Увидев кого-либо молящимся Богу, и сам старайся при этом возбудить в себе молитвенные чувствования. Пусть, в таком случае, твоя мысленная молитва соединится с молитвою брата твоего, и вместе возносятся к престолу Божию!

IV. Средства для возбуждение себя к молитве, при нерасположении к ней.

21. Чтобы тебе истинно полюбить молитву, и всегда находить в ней душевную отраду, поспеши, где нибудь наедине, усерднее помолиться Богу. Помышляя о своей греховности, и о безпредельной любви к нам Господа, Иисуса Христа, молись дотоле, пока не ощутишь в себе теплоты сердечной, и не вкусишь сладости молитвы. Повтори это в другой, и третий раз, и, изведав духовную сладость молитвы, ты полюбишь ее,—и, после того, молитвенные твои упражнения будут доставлять душе твоей величайшую отраду.

22. Не оставляй молитвы, когда, начав молиться, ощутишь в себе нерасположение к молитве: знай , что то — лукавый дух хочет отвлечь тебя от святого дела. Начни тогда гораздо прилежнее творить поклоны, а ум и сердце твое возведи горе—к Господу; и дух лукавый со стыдом отбежит от тебя, а дух молитвы осенит тебя, и наполнит твою душу невыразимо сладостными ощущениями.

ОТДЕЛ ВТОРОЙ.
Наставления воспитаннику, касательно посещения храма Божия, и присутствия в нем.

23. Общее правило: Храм Божий,—это земное небо, место особенного селения Божия,— будет некогда поверен тебе на хранение, и на совершение в нем всех действий высокого твоего служения,— будет, так сказать, твоим достоянием, и, как бы, всегдашним твоим жилищем. Люби же его всем сердцем твоим, как драгоценный жребий твой: но и благоговей пред ним, как пред святым селением Божиим; всегда духовно веселись, при благовесте к Богослужению, и, при каждой возможности, поспешай к оному, как жаждущий елень на источники водныя (Псал. 41, 1.)

I. В какие дни он непременно должен бывать храме Божием.

24. В дни воскресные, праздничные и высокоторжественные, ходи неопустительно в храм Божий, к Богослужению; и чти эти дни, как дни, Богом благословеннаго, покоя.

25. В день твоего тезоименитства, будь также непременно в Утрени и Обедни; проси Священника отслужить молебен Небесному твоему покровителю, имя которого ты носишь, и веди себя, во весь этот день, так, чтобы тебе не только не оскорбить Его, каким нибудь худым поступком, напротив доставить Ему особенную радость своим добрым поведением.

26. Старайся также узнать, и благовейно почитай тот день, в который совершено над тобою св. Крещение. Этот день—самый священнейший в твоей жизни. В этот день ты вступил в благодатное царство Христово,— соделался сыном и наследником Божиим; в этот день дан тебе в руководители,— кроме Святаго, именем которого наречен ты,— другой небесный приставник, — твой Ангел-хранитель. Святи же и этот день, как знаменательнейший день в твоей жизни: на утренней твоей молитве, с особенным усердием, прочти канон Ангелу-хранителю, и постарайся быть на ранней Литургии, если этот день учебный.

27. Помни и почитай и другие дни, ознаменованные особенными благодеяниями тебе Божиими; а также—дни Ангела, равно и дни кончины своих родителей и благодетелей, и в эти дни усерднее молись Богу, о здравии, или за упокой душ их. А когда придешь в возраст, и будешь иметь средства, непременно в сии дни приходи в церковь и, для испрошения милости Божией им и себе, проси священника служить молебен или панихиду.

П. 0 внешнем поведении духовного воспитанника в церкви.

28. Старайся приходить в храм Божий к началу Богослужения, и на пути своем размышляй о своей жизни,—о своих нуждах, о которых ты должен молиться Богу, а более всего, приводи себе на память свое пред Богом недостоинство. В душе своей, в это время, не имей ни против кого никаких неприязненных чувств. Это будет, с твоей стороны, приготовлением к молитвенной беседе с Господом, в исполнение заповеди Премудрого: Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою,.. управи сердце твое! (Сирах. 2, 1).

29. Когда ты входишь в церковь Божию, и видишь пред собою святые иконы: воображай, что очи Господни и всех Святых взирают на тебя; проникайся глубже чувством страха Божия, и держи себя в храме Господнем особенно благоговейно: «сохрани ногу твою, егда аще идеши в дом Божий, и близ буди еже слушати» (Еккл. 4, 17.).

30. Вошед в церковь, благоговейно покланяйся пред святыми иконами с покаянными молитвами: «Боже очисти мял грешнаго, и помилуй мя! Создавый мя Господи, очисти грехи мои! Без числа согреших, Господи помилуй мя» За тем прилично поклонись предстоящим, на обе стороны, мысленно прося от всех прощения согрешений своих, по духу заповеди Христовой (Матф. 5, 23, 24).

31. Занимай в церкви такое место, которое назначено тебе твоим начальством. В течении,—когда, по училищному постановлению, ты не обязан быть при Богослужении, а между тем свободен от учения,—пришед в церковь по усердию, как духовный воспитанник, становись, если можно, на клиросе, и участвуй в чтении и пении.

32. Когда ты проходишь по церкви, проходи неспешно, нешумно, со всею скромностию и осторожностию в отношении к другим, там присутствующим, представляя, что сам Бог и все Святые смотрят на тебя. Проходя мимо царских врат, и в алтаре, мимо престола, остановись и положи пред ними поясной поклон с особенным благоговением: ибо и сами Ангелы небесные присутствуют здесь со страхом и трепетом.

33. Если ты поздно придешь к Литургии, когда уже читают Евангелие,-то остановись близ входных дверей, остерегаясь, как-бы не развлечь внимания слушающих; перекрестись, и сам со вниманием слушай евангельское чтение; по окончании же сего чтения, поди, стань на твое обычное место, и, помолившись Богу , поклонись христианам, прежде тебя пришедщим в церковь.

34. До окончания Богослужения, из храма Божия, без крайней нужды, не выходи; пред выходом же, там,—где нет обычая подавать крест, для лобызания,—приложись с благоговением к которой нибудь св. иконе,—Христа Спасителя, или Матери Божией,—мысленно предавая себя на весь тот день под Их осенение.

35. На пути из храма Божия, припоминай, что там пели и читали. Особенно остановись мыслию на чтениях из Апостола и Евангелия, и вникни, какой урок тебе в них преподала Св. Церковь. Идя из церкви, благодари Господа за то, что Он сподобил тебя присутствовать при святом Богослужении.

III. Какие благочестивые чувствование иметь ему в храме Божием, и чем их поддерживать в себе.

36. Находясь при Богослужении, не смотри по сторонам на предстоящий народ, и неразвлекайся посторонними мыслями: но будь неуклонно занят делом молитвы, обращая взоры свои на св. иконы, и вникая в состав и чин Божественной службы.

«В церкви стоя,»—предписывает Святитель Тихон Семинаристам, «крайне берещися от разговоров и смехов, и прочиих неприличных действий, а только внимать чтению, и пению, и молитве» (т. 1, стр. 47).

37. Будь в храме Божием особенно внимателен к чинопоследованиям всякого Богослужения, чтобы видеть и перенимать., как что совершается, и тем самому заранее готовиться к будущему своему,—если удостоит Бог,—высокому служению.

38. Будучи в церкви, остерегайся осуждения и глумления, насчет читающих и поющих, при Богослужении., или устроявших св. иконы. Если б, в том или другом, и представились тебе какие либо недостатки : то, чтобы не впасть в грех осуждения, вникни лучше в свои собственные недостатки, и начни просить у Господа прощения своих грехов.

39. Так участвуй твоим вниманием во всем том, что поют и читают при Богослужении, чтобы все это чувствуемо было тобою, как исходящее из твоей собственной души. Если же в это время будут приходить тебе в голову мысли сторонния: то воззри на крест Господень, помысли о страданиях Спасителя, о своих грехах, за которые Он раскялся, и этими благочестивыми размышлениями старайся заглушить в себе мысли, неприличныя в храме Божием.

40. Участвуя душею в церковном чтении и пении, выражай это участие и внешними знаками: при чтениях и благовествовании евангельском, стой прямо, и с благоговением внимай чтению;—молитвенные возношения ко Господу сопровождай крестным знамением с поклонами;—когда священно - действующий осеняет народ благословением, изрекая подаяние всем мира, или благодати Божией, преклоняй при сем, как должно, свою голову.

41. Преклоняй также голову при перенесении святых даров,—во время херувимской песни,— поминая в это время, о здравии, или за упокой, близких тебе людей. Пред чтением св. Евангелия и пением Символа веры, осеняй себя крестным знамением и внимательней слушай сие чтение и пение. При троекратных: "Аллилуиа" и «Святый Боже» полагай по три поясных поклона: а при пении «Отче наш» сделай земной поклон. Все эти уставы ты должен соблюдать в точности, и потому, что это—твой прямой долг, и для того, чтобы служить примером для других, которым эти уставы нестолько, как тебе, известны.

42. Во время Богослужения, припоминай значение каждого церковного действия, или церковной песни. Так наприм., когда бывает малый вход с Евангелием, вспоминай о Господе нашем Иисусе Христе, пришедшем в мир, для просвещения и спасения людей; при пении: «Приидите поклонимся» и проч. совершай поклонение, взирая на св. Евангелие, как-бы на самого Господа, Иисуса Христа, явившагося в мир, на проповедь. Такия благочестивые мысли и действия могут поддерживать твое благоговение и укреплять тебя, впродолжении всего Богослужения.

43. Во время Божественной Литургии, с особенным усердием молись Богу , когда поют: « Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, и молимтися Боже наш!» Во время этой песни хлеб и вино, на св. престоле, силою Божиею, по молитвам священно-действующаго, пресуществляются в истинное тело и в истинную кровь Христову. Поминай в это время мысленно, — о здравии и спасении, а равно и о упокоении в царствии небесном, — те лица, за кого тебе внушено молиться, говоря так: «Господи! приими приносимую Тебе жертву сию, в пренебесный Твой жертвенник, за рабов Твоих, имя рек, и по окончании сей песни, положи земной поклон, мысленно созерцая животворящия Тайны Христовы.

44. Где бы ты ни был, — дома ли, в классе ли, или в другом каком нибудь месте, — когда слышишь благовест «к Достойно»: знай, что в, это время, в храме Господнем, пресуществляются жертвенные дары, и благовейно перекрестись, а если удобно, поклонись до земли, с молитвою о здравии и спасении своем, и близких своих.

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ.
Наставления воспитаннику, касательно приступления к святым таинствам Покаяния и Причащения.

45. Общее правило. Причащение Св. Христовых Таин будет для тебя, — когда Господь удостоит тебя быть Своим служителем, — почти ежедневного спасительною пищею. Воспитай же в себе, — размышлениями о великости и спасительности для нас сих даров Христовых, — алчбу и жажду приобщения Христовых Таин; и теперь чаще,-по крайней мере дважды в Великий, и однажды в Успенской пост,-старайся причаститься Их.

I. Как воспитаннику приготовляться к сим Таинствам, приступать к Ним, и вести себя после Причащения.

46. Никогда не приступай без должного приготовления к св. Христовым Тайнам. Готовясь к Причащению, говей положенную неделю, вкушая в это время пищи гораздо менее обыкновеннаго; ежедневно посещай храм Господень; и остальное время посвящай на чтение Слова Божия, душеспасательных книг и на размышление о Божественных истинах; потом исповедайся во грехах своих Господу Богу, пред отцем духовным.

47. Готовясь к исповеданию грехов, припоминай, по указанию пространного Катихизиса,—в учении о десяти заповедях,— все добродетели, а равно и все грехи, предписываемыя, или запрещаемые тою или другою заповедию; вникай при этом в свою душу и смотри: каких грехов у тебя много, и каких добрых дел особенно мало у тебя? И приступай к таинству Покаяния с ясным сознанием своих грехов, с сокрушением о них, с верого в безмерное милосердие Божие, готовое прощать грехи истинно кающихся, и с твердым намерением вперед жить благочестивее.

48. Пред причащением св Христовых Таин—накануне,—прочитай положенные Церковию правила, именно: Акафист Иисусу Христу, или Божией Матери, Канон Ангелу-хранителю, и проч. и утром непременно-молитвы ко причащениио. Без сего приготовления не дерзай приступать к св. Тайнам.

49. В день причащения святых, животворящих Таин Христовых, наблюдай особенную чистоту души и тела. Пришед в храм Божий заранее, в лучшей твоей одежде, приложись с благоговением к св. иконам Христа Спасителя и Божией Матери, и, если имеешь достаток, поставь по свечке пред сими иконами, и подай просфоры, вынуть из них, на проскомидии, частицы о здравии твоем и твоих родственников, а равно и за упокой.

50. Во время Литургии, со страхом Божиим, ожидай минуты Причащения. Когда будут отверсты царския врата, подходи к Св. чаше не спеша, не стесняя других,-с любовию уступая место желающим скорее причаститься.

Пред принятием Св. даров, сделай земной поклон, стань около самой чаши, сложи руки крестообразно, открой уста, и приобщайся с благоговением, верою и любовию . Прияв животворящих Таин, поцелуй св. чашу; отшед немного в сторону, поклонись пред ликом Божией Матери, но не низко, и неспешно; прими часть антидора, и запей теплотою; потом отойдя, стань на свое место, внутренно говоря: «Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже!» И, с душевною радостию о удостоении тебя Господом величайшого блага, выслушай благодарные молитвы, по причащении и, после, с миром выходи из храма Божия.

51. Во весь тот день,-когда Господь сподобит тебя св. Своих Таин,-старайся одушевляться чувством духовной радости; забудь все скорби, если бы они были у тебя:—и как скорбеть тому, в кого вселился Господь Иисус Христос?! Проводи этот день в молитве и чтении слова Божия; будь в храме Божием, при вечернем Богослужении; наблюдай за своею душею , чтоб ни одна недостойная мысль в тот день не приразилась к ней; наблюдай и за внешними своими действиями, чтобы тебе, во всех отношениях, провести этот священный свой день достойно того высокого дара, которого ты сподобился. Молись Господу в этот день, чтобы Он помог тебе, и в продолжение всей жизни, соблюдать чистоту души своей, чтобы тебе вперед быть лучше и благочестивее, нежели каким ты был до Причащения. Св. Златоуст поражается ужасом, помышляя об Иуде, который, и приобщившись Тайной вечери , не изменился: «увы,—взывает Святитель,—коликое ослепление предателя: и таинств причащаяся пребысть тойже, и страшнейшия наслаждаяся трапезы, не прилагается!». Не будь же, яко Иуда, но яко разбойник заботься о том, чтоб не лишиться царствия небеснаго.

ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ.
Наставления касательно некоторых особенных дел  христианского благочестия, которые могут составлять украшение жизни духовного воспитанника.

52. Общее правило. Как воспитаннику духовному, тебе необходимо ознаменовать свое поведение еще некоторыми особенными делами благочестия, которые бы, так сказать, полагали на тебя печать собственно духовного образования.

I. Наставление о крестном знамении.

53. Заботься, как можно чаще, знаменовать себя крестным знамением: совершаемое с верою и благоговением, оно освящает нашу душу, и все наши чувства, и отгоняет от нас исконного нашего врага, диавола. Перекрестись тотчас,—как пробудишься от сна,-когда услышишь благовест к Богослужению,—при начатии всякого дела,-пред принятием пищи и пития, и при этом всегда произноси, в мыслях своих, или тихо устами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго!» Или «Господи благослови!" Или «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»

54. Отходя ко сну, непременно осеняй крествым знамением свою постель, и засыпай в богомыслии, под осенением своего Ангела Хранителя.

55. Хорошо бы было, если бы перекрестившись в постеле, ты приучил себя и засыпать с перстами, сложенными для крестного знамения. Так поступали некоторые Угодники Божии. Это привлекало бы на тебя, в ночи покровительство Божие, и помогало бы тебе, и во время сна, сохранять благоговейное положение.

56. Слагай персты для крестного знамения всегда правильно, и изображай его на себе не спешно и благоговейно, страшась проклятия на тех, которые творят дело Божие с небрежением.

Св. Златоуст так говорит о крестном знамении: «оно спящих хранит, оно бдящих крепит, оно бедствующих спасает», — и дает такое наставление касательно его: «егда знаменуешься крестным знамением, помышляй о том, что сделал для нас крест?—и угасишь ярость и все прочие страсти (в слове о кресте в неделю крестопоклонную). Св. Антоний в поучении к братии о силе крестного знамение так говорит: «когда бесы не успевают искусить нас чрез наши помыслы, тогда начинают искушать нас мечтаниями, но, при первом знамении креста, изчезают.» (Жит. Ант. 17 Янв.).

В церковных книгах записано много чудес, совершившихся чрез крестное знамение; вот, для примера, в житии св. Ап. Матфея пишется: «Некоторый князь хотел взять Апостола, чтоб предать на мучение, но вдруг ослеп и возымел нужду в провожатом. Потом начал просить Апостола, чтоб он простил его и просветил ослепленные его очи: тогда Апостол сотворил крестное знамение над глазами князя и возвратил ему зрение.» (Жизн. Апост. Матф. Ноябр. 16).

II. 0 выражении любви и усердие к Слову Божию.

57. Чтение книг Св. Писания и церковных должно быть самым любимым занятием каждого православного христианина, но твоим по преимуществу; читай их как можно чаще, и заучивай на память. Непременво же заучи псалмы: (50) Помилуй мя, Боже,— (105) Господи, услыши молитву мою,—(90) Живый в помощи вышняго;—а также понескольку молитв утренних и вечерних, и тропари общие Святым разных чинов. Теперь, при твоей юной памяти, тебе легко это; а после, когда ты поступишь на должность, и тебе непременно нужно будет знать все это, тебе будет или трудно это сделать, или, к стыду и греху своему, ты навсегда останешься без этих необходимых для тебя сведений, которые имеют и многие миряне благочестивые.

Василий В., вспоминая о своем младенчестве, с душевным удовольствием говорит: «моя кормилица от самой колыбели начала и не переставала питать меня Божественным словом» (Григ. Наз. пос.1. 89). 0 Григорие Богослове известно тоже, что мать его, в четыредесятый день от рождения, представляя его в церковь Господню, освятила его младенческие руки прикосновением к Евангелию, свидетельствуя тем, что сие Божественная книга непрестанно должна быть в его руках и сердце (Бесед. III на Иоан.). Известно потом, как сии св. Отцы знали и любили слово Божие! Вот образцы—достойные твоего подражания!

58. Каждый день, после утренних молитв, старайся прочитывать по одной главе из Библии, держась определенного порядка; делай тоже самое и после вечерних молитв. Или: утром, читай дневное чтение из Евангелия, а вечером — из Апостола. Что может быть святее, как начинать и оканчивать каждый день чтением слова Божия!

59. Если есть возможность, прочитывай также ежедневно и жизнь Святаго, которому посвящен день, а жизнь соименного тебе Святого непременно позаботься узнать во всей подробности, и старайся находить в ней назидание для своей жизни.

III. О благоговении к священным предметам.

60. Все священные предметы люби и почитай от всего сердца: имена Божии произноси всегда со страхом Божиим, и обо всем, относящемся к Богопочтению, вспоминай и говори с особенным благоговением. С благоговением также обращайся со всеми священными вещами, как то: св. иконами, святою Библиею, книгами Богослужебными освященною просфорою и т. под. Выражая почтение к вещам, посвященным Богу, или освященным благодатию Божиею, ты тем самым воздаешь почтение Самому Господу Богу.

61. В дни воскресные и праздничные,— по уважению к этим святым дням,—до Божественной Литургии, не принимай никакой пищи: это не прилично и всякому православному христианину,— тем более тебе, как будущему служителю Божию, которому не редко до полудня, а иногда и долее, придется проводить без пищи ; следовательно, заблаговременно нужно приучаться к воздержанию от нея.

62. Люби и уважай предназначенный тебе священный сан, и почитай священников, как ближайших служителей Божиих; при всякой возможности, старайся принять от них благословение; и при этом всегда с искреннею любовию лобызай руку священника, благословляющого тебя именем Господа нашего, Иисуса Христа . Всею душею твоею благоговей Господеви и иереи Его чти. Бойся Господа, и прослави иерея (Притч. 7, 31, 33), говорит Премудрый.

63. Наконец, не кажись только благочестивым, лицемерие — страшный грех! но будь истинно,—в душе твоей,—благочестив. Исполняя же, с благоговением и искренностию, все сии правила, и все заповеди Евангельския и уставы св. Церкви, не стыдись и не обижайся, если бы кто нибудь назвал тебя за это святошею или ханжею, — и из — за таких слов не оставляй правил христианского благочестия, помни слова Господа Спасителя: иже аще постыдится Мене и Моих словес, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего, со Ангелы Святыми. (Марк 8, 58). Помни постоянно, что ты готовишъся к такому званию, в котором должен быть светом мира,—и потому с самого детства, старайся украсить себя добрыми качествами, чтобы свет твой светился пред человеками, и они, видя твои добрые дела, прославляли Отца нашего небесного (Матф. 5, 14, 16).

 



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»