Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Библиотека / Истинный друг духовного юноши /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России
• Воцерковление школы (На память о С.А.Рачинском)
• Подготовительный конспект к съезду православной молодежи
• Чему учит встреча с греческой церковью
• О трудностях религиозной жизни в детстве и юности
• Закон Божий и экспериментальная педагогика
• Религиозно-нравственное воспитание детей в школе
• Доклад на тему “О дисциплине” Н.Н. Афанасьев
• Пастырь-служитель попечительной любви
• Истинный друг духовного юноши
• Глава 1 Каков должен быть духовный воспитанник
• Глава 2 Как духовный воспитанник должен образовать свою душу
• Глава 3 Как должен держать себя духовный воспитанник дома и в обществе
• Глава 1 О правильном отношении к лицам, нас окружающим
• Главы 2-3 О поведении в классе и при подготовке к занятиям
• Глава 4 Образец журнала чтения. Правила поведения на отдыхе
• Глава 5 О должности комнатного старшего
• Песенный сборник
• Рождественская страничка
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ГЛАВА ВТОРАЯ.
О ТОМ , КАК ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАННИК ДОЛЖЕН ОБРАЗОВАТЬ СВОЮ ДУШУ С ЕЯ СПОСОБНОСТЯМИ.

64. Общее правило. Непрестанно помни, что человек сотворен по образу Божию и по подобию (Быт. 1, 27); но первородный грех исказил в нем этот святой образ. Иисус Христос искупил нас от греха, проклятия и смерти; но склонность ко злу более, чем к добру, еще живет в нас. Мы сами должны, при помощи благодати Божией, возстановлять в душе своей образ Божий и подобие. Для сего старайся победить живущее в тебе зло и украсить свою душу богоподобными совершенствами : приобретай уму своему мудрость, воле — правоту, сердцу—любовь. Яко избранный Божий, по наставлению св. Апостола, облецыся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение (Кол. 3, 12); стяжи любовь, еже есть союз совершенства (—14); слово Божие да вселяется в тебе богатно (—16). Кому же и заботиться об укращении себя красотою богоподобия, какь не тебе, будущему служителю Божию? Тебе, преимущественно пред всеми людьми, нужно заботиться о богоподобии, чтобы некогда, в сане священника, при священнослужениях, ты мог достойно представлять собою образ Господа своего, Иисуса Христа.

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ
Об образовании ума

65. Общее правило. Ум есть способность открывать и познавать истину; чрез него человек делается, существом разумным и уподоблястся кремудрому Богу: но он же, оставленный себе самому, без должнаго руководства, способен ввести нас в различные заблуждения и совершенно отдалить от Бога. Владей же сим высоким даром Божиим но его назначению, обогащай и украшай свой ум истинными знаниями, и оберегай его от всякой лжи и заблуждений.

I. Что должен познавать духовный воспитанник?

66. Более всего старайся украсить свой ум познанием истин божественных: старайся приобрести истинное познание о Боге,—Творце и Промыслителе, Искупителе и Освятителе Судии и Мздовоздаятеле; приобретай верные и точные познания о человеке, его происхождении, назначении, надении и его доброй деятельносги, которою он должен благоугождать Богу,—о мире и его судьбе настоящей, прошедшей и будущей. Все эти познания особенно нужны тебе, как будущему служителю Божию, чтобы со временем уметь давать ответы всякому, кто будет вопрошать тебя об истинах Христовой Веры (1, Петр. 3, 15).

67. Старайся изучать историю человеческаго рода, замечай причины процветания царств и их падения; но особенно вникай в судьбы Церкви Божией, сохраненной Промыслом Божиим среди величайших бедствий, защищенной от страшных врагов. Уроки эти будут полезны тебе, в деле общественнаго учительства, для побуждения людей к добродетели.

68. Изучай видимую природу в ея явлениях, с ея силами, законами, и направляй эти познания к своей пользе и благу общему. А между тем познания эти тебе будут необходимы, когда ты будешь жить среди народа простаго, не ученаго, для истребления в нем предрассудков и суеверий, появляющихся от простоты и необразованности.

69. Кроме этих знаний, необходимых тебе для твоего будущаго служения,—по свойственной человеку любознательности,—не опускай случаев приобретать всякое знание, полезное для твоей последующей жизни; только бы удовлетворение такой любознательности не сопровождалось ущербом для твоих существенных занятий.

70. Особенно старайся приобрести верное познание о себе самом: вникай в свои навыки, склонности, во все добрыя и худые свои расположения, чтобы одни из них усиливать, а другия подавлять. Старайся узнать и безпристрастно оценить свои способности, чтобы со временем не ошибаться тебе в выборе звания,—если тебе нужно будет выбирать его, — чтобы ты заранее мог знать, где, на каком служении, ты можешь более принести пользы обществу и вернее спасти свою душу.

71. Вникая в самаго себя, обращай особенное внимание на то, способен ли ты к предназначенному тебе священнослужению? Поверяй себя, можешь ли ты переносить труды и нужды неизбежные в этом служении? способен ли к церковному чтению, пению, проповеданию церковных поучений? в состоянии ли вести назидательные разговоры с простолюдинами? можешь ли всегда жить мирно со своими ближними? И, если есть в тебе любовь к сему служению, старайся приготовить себя к нему так, чтобы быть достойным его.

II. Откуда ему приобретать познания?

72. Сам ты можешь видеть, как велик круг познаний, необходимых для ума твоего! Не достало бы сил твоих, и никаких сил человеческих, к изучению всего этого, без высшей помощи Божией. Посему, прежде всего, проси себе просвещения у Господа: яко Господь дает премудрость, и от лица Его исходит познание и разум (Притч. 2, 6.).

73. Познания, необходимые для твоего будущаго служения, преподаются тебе в Семинарии.

Не трать же напрасно времени своего образования; дорожи им; запасайся всеми, нужными для тебя, знаниями, изучай науки, пока тебе преподают их; после и пожелал бы узнать все то, чему теперь тебя учат, но будет поздно и не всегда удобно!

74. Вникай своим умом в различные предметы, представляющиеся твоему вниманию, и, сколько можно, доходи до истины собственными размышлениями.

75. Не ленись читать книги, одобренные начальством для вашего чтения: чрез них ты ознакомишься с истинами, давно открытыми, общеизвестными, но для твоего юнаго ума занимательными, и, быть может, еще новыми.

III. Как ему сохранить свой ум от заблуждений?

76. Будь осторожен, чтобы диавол, отец лжи, не терпящий света истины, не омрачил юнаго твоего ума заблуждением,—не посеял в твою душу своих плевел; и усерднее молись Господу, чтобы Он Сам наставил тебя на истину Свою (Псал. 24, 5.).

77. Истины Божественной Веры принимай только от святой православной Церкви, Которая одна поставлена Богом на земле быть столпом и утверждением истины (Тим. 3, 13, 14); и принимай их в таком виде, в каком Она их преподает тебе.

78. Не усиливайся ограниченным умом твоим постигнуть непостижимые истины Веры—тайны Божии. Принимай их сердечною верою с благоговением и благодарностию к Богу за то, что Он открыл их: иначе ты никогда бы не познал их, и не имел бы самаго лучшаго украшения для своего ума, и самых мудрых и верных правил для жизни.

79. При изучении же истин, доступных для ума, старайся основывать свои познания на точных и непреложных доказательствах. Заимствуй их из источников, не подлежащих сомнению, или от лиц, имеющих право на совершенное к ним доверие.

80. Когда ты познаешь что нибудь собственным опытом, или размышлением, старайся дойти до знания отчетливаго и основательнаго. Узнавай назначение и важность каждаго, познаваемаго тобою, предмета; старайся постигнуть причину и угадать следствие каждаго, представившагося тебе, явления. Все свои познания старайся сделать точными, ясными, полными: известно, что поверхностное знание есть только бремя для ума, а не приобретение!

IV. Что может способствовать ему к утверждению и сохранению в уме своих познаний?

81. Приобретши какое либо познание, для утверждения его в уме своем, прежде всего старайся так уяснить его себе, чтобы оно обратилось в твое собственное достояние, как бы в плоть и кровь твою; потом чаще, особенно вначале, вспоминай о нем; больше размышляй о нем, разсматривай его со всех сторон; представляй себе все доказательства, на которых оно основывается, и ответы на все возражения против него. Таким образом познанная тобою истина может прочно утвердиться в душе твоей.

82. Для сохранения в уме твоем познаваемых тобою истин, держись определеннаго, добраго порядка жизни; соблюдай в точности христианския нравственные правила; удаляйся свойственной твоему возрасту разсеянности, стараясь быть всегда сосредоточенным в себе самом, и не увлекаясь пустыми и суетными мирскими развлечениями, от которых тупеют юные умственные таланты, и которые много вредят образованию юношей.

83. Чтобы дорожить тебе своими познаниями и беречь их, не забывай, что учение—свет, а не учение—тъма, и старайся извлекать пользу от своих познаний, прилагая их к жизни. Так, Словом Божиим укрепляй свою и других веру, любовь и надежду; из истории извлекай примеры для подражания, или для отклонения себя от каких либо действий; познавая законы природы, обращай их на свою пользу и пользу ближних своих.

ОТДЕЛ ВТОРОЙ.
Об образовании воли

84. Общее правило. Воля есть высшая сила твоей души, данная тебе Богом для нравственной деятельности. От добраго или худаго ея настроения зависит добродетельная, или порочная жизнь, а вместе с тем временное счастие, или несчастие, и вечные радости, или страдания. Заботься же и об этой важнейшей духовной своей силе,—образуй ее так, чтобы она вела тебя, путем добродетели, к временному благополучию и вечному блаженству.

I. Какое главное свойство нашей воли и как духовному воспитаннику сберегать его?

85. Бог даровал тебе волю свободную; но знай, что эта свобода состоит не в своеволии,—не к тому ведет тебя, чтобы ты делал, что захочешь; но к тому, чтобы ты все свои дела мог делать без всякаго принуждения, мог не делать того, к чему влекут тебя дурные склонности, или привычки, и делать то, чего не желает наша развращенная природа. Храни же свою свободу—это царственное достоинство твоей души.

86. Для сохранения свободы воли своей, не подчиняй ея страстям своим; не следуй, в своих действиях, худым своим склонностям и нечистым вожделениям: напротив, старайся во всем поступать по воле Божией. Царственный пророк свидетельствует, что он тогда и чувствовал себя особенно свободным, когда исполнял заповеди Божии: хождах в широте, яко заповеди твоя взысках, взывает он к Богу. (Псал. 118, 45,).

87. В спокойном состоянии твоей души, для приучения воли твоей к послушанию закону Божию, размышляй о красоте добродетели и гибельных следствиях порока. Когда же худые страсти и чувственные вожделения будут сильно возмущать тебя: то вооружайся против них искреннею молитвою ( В подобных искушеииях, молись также всеусерднее Божией Матери; будучи Сама Пречистою Богородицею, Она особенно любит помогать тем, кто просит у Нея помощи против не чистых искушений;—призывай также на помощь Святаго Иоанна Богослова, и других Святых , проводивших жизнь в девстве, подобно безплотным Ангелам, помышляй о нетлении св. мощей Их;—помышляй о том, что ты приобщался и будешь причащаться св. Таин Христовых;—вспоминай о страшном суде, о вечных муках, и вечном блаженстве, при этом читай в слове Божием след. места: I Кор. 6, 9.—Гал. 5, 19,—21.—Апок. 14, 1, 2, 4-.—Апок. 21, 8. Кроме всего этого постись, молись, и усерднее занимайся исполнением своих обязанностей, изучением уроков, упражнением в сочинениях и проч., и каким либо делом особенно; так блаженный Иероним, для побеждения в себе искушений плоти, при подвижнической жизни, преусердно занялся изучением Еврейскаго языка, и известно, что успел как в том, так и в другом. Да, праздности бегай, — она мать всех пороков! (Сирах, 33, 28), прилепляйся мыслями твоими к Господу Иисусу Христу, претерпевшему, за наши грехи, ужасные страдания и смерть на кресте,—и у Него проси себе, против искушений, благодатной помощи. Он Сам сказал: не можете творити без Мене ничесоже (Иоан. 15, 5.) и: елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам (Иоан. 10. 23).

88. Если же, по неосторожности, ты не устоял против какого либо искушения, или приобрел привычки, не свойственные твоему званию, состоянию и особенно твоему будущему слуяжению: то не закосневай в этом состоянии, но, подобно блудному сыну, обращайся в покаянии к Отцу небесному, и слезно проси у Него прощения, и помощи для своего исправления.

89. От юности твоей приучай свою волю противиться возникающим в тебе худым страстям., склонностям и пожеланиям; отказывай им вначале: иначе ты и не заметишь, как они опутают свободную волю твою и увлекут ее в плен свой. А можно ли быть рабом страстей тому, кто готовится быть слугою Божиим и руководителем христианских душ ко спасению?

II. К каким действиям духовному воспитаннику направлять волю свою?

90. Имея непременное желание быть служителем Божиим, еще, во время воспитания твоего, обучай свою волю упражняться в тех добродетелях, которые существенно необходимы пастырскому служению, и возненавидеть те пороки, которые унижают сан священный.

91. Читай чаще послания Св. Апостола Павла к Тимофею и Титу: в них пространно преподаются наставления для пастыря словеснаго стада Христова; заучи эти наставления, и по ним обучай волю твою к деятельности, свойственной твоему назначению.

92. Да выражаются постоянно в твоем поведении и составляют украшение твоего юношескаго возраста следующия добродетели: любовь и сыновний страх Божий, кротость и мир с ближними, воздержание, целомудрие и всякая длагопристойность; напротив, от самоугодия, кощунства, гордости, буйства, пъянства и т. подобных пороков Господь Бог да сохранит тебя!

93. Вообще ты должен направлять свою волю только к действиям, согласным с волею Божиею , представляемою тебе твоею совестию, божественным Откровением и уставами православной Церкви. В важнейших же случаях жизни, (на прим. при избрании рода жизни и т. под.), не полагаясь на одно собственное понимание воли Божиией, можешь и должен искать наставления и совета у людей, более тебя опытных и благоразумных: на чаток всякаго дела—слово, и прежде всякаго делания—совет. Без совета ничесоже твори, и егда сотвориши, не раскаяявайся, говорит Премудрый (Сир. 37, 20, 21, 32).

III. Какия качества воли доброй, которые нужно приобрести духовному воспитаннику?

94. Имей волю твердую: не подчиняйся влиянию других в тех случаях, когда будут привлекать тебя к чему либо, противному твоим обязанностям. Имея в душе христианския убеждения, старайся всегда быть верен им.

95. Будь постоянен в последовании добрым правилам и всегда верен самому—себе: кто не таков ныне, каков был вчера, о том нельзя сказать, что он будет таков же завтра, каков ныне; и такие люди не пользуются доверием в обществе.

96. Обдуманно давай обещания и непременно исполняй их; разве только в крайних, случаях,—когда тебе действительно не возможно исполнить даннаго слова, или ты дал его не обдуманно,—бери свое слово назад, но заблаговременно, и извиняйся в невозможности его исполнения.

97. Старайся быть решительным. Возымев какое либо доброе намерение, исполняй его безотлагательно; решившись на какое либо полезное предприятие, стремись к нему безостановочно, не падая пред трудностями, но смотря на конец дела и пользу его.

98. Всегда будь точен и исправен в исполнении всех своих обязанностей. И исполняй свои обязанности не потому только, что тебя за это будут хвалить; но потому, что это - твой долг, к коему ты призван Промыслом Божиим, и не исполнением коего ты нарушил бы любовь к Богу и покорность всесвятой Его воле, и, вместе с тем, унизил бы свое достоинство, — показал бы, что ты или не способен к этому званию, к которому принадлежишь, или не достоин его.

99. Не будь малодушен: когда постигают тебя какия либо неприятности и неудачи в жизни, встречай и переноси их благодушно и терпеливо. Не унывай при получении каких либо не радостных известий; не скорби и не ропщи в случае бедности и болезни. Помни, что всем управляет Промысл Божий так, что без воли Его не падает ни один волос с головы нашей; будь покорен Ему и благословляй Его, если,—для уверенности в твоей любви к Нему и преданности, —Он пошлет тебе какое либо испытание, Помни, что его же любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет. (Евр. 12, 6)

100. Научаясь владеть собою, назначай себе иногда какое либо частное доброе дело, не входящее в круг прямых твоих обязанностей, и старайся в точности выполнить его ( Наприм., положи себе правилом, в течении некотораго времени, в известные дни недели, в пятом часу, назначеннол вам для отдыха, бывать в храме Божием при вечернем Богослужении и т. п.).

101. Словом: старайся образовать в себе волю твердую, постоянную, решительную, верную своим обязанностям и мужественную; и,—как можно больше,—заботься об этом, помня, что если просвещение ума нужно для достойнаго прохождения пастырскаго служения: то образование и утверждение воли, в правилах добродетели, необходимо еще для самаго получения священнаго сана.

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ
Об образовании сердца

102. Общее правило. Сердце есть способность или источник чувствований. Из него, по намерению Творца, должны исходить чувство любви к Богу и ближним, чувство благоговения пред совершенствами Создателя, чувство удивления пред красотами мира Божия, чувство благодарности к благодетелям, чувство радости, благости, целомудрия и т. под. Блажен ты будешь, если сердце твое останется покорно сему своему назначению: оно будет в тебе источником чистейших радостей, и святейших мыслей и деяний. Но горе тебе, если сердце у тебя будет не чистое, чувствования плотския, радости и наслаждения грубыя, земныя! (Мар. 7, 21). Наблюдай же за сим своим сокровищем, не питай в сердце своем низких чувствований; но воспитывай в нем только чувствования святыя, благородныя, возвышенныя: елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте.... сия творите: и Бог мира да будет с вами! (Филип. 4, 8).

I. Как возбуждать в сердце своем чувство любви к Богу?

103. Размышляй чаще о безконечных совершенствах Создателя. Смотря на этот, видимый мир, думай: если он так прекрасен, то как прекрасен Творец его? Если это, видимое небо, усеянное звездами, так величественно; то как величествен Тот, Кому небо— престол, а земля—подножие ног? И, при таких мыслях, взывай вместе с Давидом: что бо ми есть на небеси, и от тебе что восхотех на земли, Боже сердца моего, и часть моя, Боже во век (Псал. 72, 25)?!

104. Помышляй чаще и о безконечных благодеяниях к тебе Божиих, вспоминай: кто дал тебе жизнь?—Кто промышляет об этой жизни,—сохраняет тебя? Пища, одежда, жилище твое, не все ли это—дары благости Божией? И чувство признательности не может не возбудить в сердце твоем другаго чувства,— любви к величайшему твоему Благодетелю.

105. Непрестанно имей в мыслях твоих Господа, Иисуса Христа , Который претерпел за нас поругание, биение, заушение,—был распят и на кресте пролил за нас пречистую кровь Свою; так возлюбил нас, что положил за нас Свою душу. При воспоминании о такой высочайшей любви Божией, ужели сам ты не возлюбишь всем сердцем своим Того, Кто столь сильно возлюбил тебя?

106. Не забывай и о величайших благодеяниях к нам Святаго Духа, возраждающаго, освящающаго нас, подающаго нам благодатные силы к животу и благочестию, и искренно люби Его, нашего Господа—Утешителя и жизни Подателя.

107. Для возбуждения в себе любви к Богу, помышляй и о своем назначении,—о том, что ты готовишься быть служителем собственно Божиим. В самом деле, кому же после сего и любить Бога, как не тебе, собственно человеку Божию—жребию Божию? Люби же Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всеми мыслями твоими!

II. Как возбуждать в себе любовь к добродетели и отвращение от порока?

108 Люби всем сердцем твоим и святую добродетель; для сего внимай себе, есть ли в сердце твоем; любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. V, 22—23), свидетельствующия о присутствии в нас Духа Святаго? Или, не таятся ли в нем грехи смертные: гордость, любостяжание, блуд, зависть, чревоугодие, злопамятствование и беспечность? При таком самоиспытании, конечно, ты не захочешь, чтобы юное твое сердце было областию мрачнаго духа злобы, тогда как оно может и должно быть храмом Святаго Духа—Утешителя.

109. Размышляй о красоте добродетели и о плодах ея,—о спокойствии и веселии, какими она исполняет наши души. Вспоминай о красоте и величии первобытнаго рая, потеряннаго чрез грех прародителей. Помышляй о неизреченных благах небеснаго царствия, уготованнаго праведникам,—о блаженстве, каким наслаждаются Ангелы Божии, творящии волю Божию. Не может быть, чтобы такия размышления не образовали в сердце твоем любви к добродетели, ведущей к Царствию Божию, и ненависти к безобразному и гибельноиу пороку.

110. Представляй в уме своем священные примеры добродетелей, с их благотворными следствиями: кротость и незлобие Давида, целомудрие Иосифа, послушание Исаака, строгость жизни Иоанна Крестителя, смирение Божией Матери, вознесшее Ее превыше Херувимов и Серафимов. Все это найдет живое сочувствие в твоем юном сердце; и,—если оно у тебя еще не загрубело,—оно восхощет украситься, хотя одною из сих добродетелей.

111. Услаждай твои чувственные взоры созерцанием красот природы: вникай в симметрическое расположение гор, лесов, долин, рек; смотри на заходящее солнце, вечернюю зарю, звездное небо и т. п.,и при этом славь, хвали и величай Господа. А между тем, при созерцании сего истиннаго величия видимой природы, ты можешь размыслить: как ничтожны те земные драгоценности, о которых люди так много заботятся!—и что тебе не стоит привязывать к ним свое сердце, которое должно любить Всемогущаго Творца мира.

III. Как возбуждать и поддерживать в сердце любовь к ближним и сохранять его в спокойствии?

112. Тебе, будущему служителю Бога любви, нужно особенно заботитъся об укоренении, в сердце своем, чувства любви к людям всякаго звания и состояния. Для сего помни, что один общий Отец всех людей—Бог;— что, в каждом звании, всякий человек, живущий добродетельно , приятен Богу; — что Спаситель наш не презирал и явных грешиков, но вразумлял и обращал их на путь покаяния;—что любовию можно привлечь к себе сердца самых врагов. Итак люби всех людей, как братий; но, более других, люби присных в вере, и особенно людей благочестивых.

113. Сердце твое, как сердце юное и невинное, должно быть особенно нежным и участливым. Для сохранения сих добрых качеств, люби свою родину и чаще вспоминай о ней;—горячо люби своих родителей, братьев, сестер и всех родственников;—всегда радуйся, при виде счастия ближнего твоего, и сочувствуй его несчастиям;—будь добр (Прит. 12, 10) и к самым мельчайшим созданиям Божиим, помня, что и они наслаждаются жизнию, и, по своему, и славят и благодарят Господа.

114. Никогда не лги, не только в делах серьезных, но и в шутках: всякая ложь от диавола (Иоан. 8, 44.), и противна чувству любви к ближнему. Что у кого взял на время, непременно возвращай в срок.—Уклоняйся от подарков, особенно тобою не заслуженных (Прит. 15, 27; 29, 17, 25). За всякое же благодеяние будь благодарен. Благородными чувствами чести, справедливости, благодарности хвалились и язычники; тем более тебе,—христианскому юноше, нужно воспитывать в себе эти чувства.

115. Для спокойствия и чистоты сердца своего, не вымышляй для себя напрасных и безплодных страданий, завидуя чужому счастию; живи, как тебе укажет Бог; избегай долгов,—это самые тяжкия узы для того, кто их налагает на себя; не будь мечтателен, потому что мечты наши почти никогда не сбываются; не строй воздушных планов, на счет твоего будущаго, потому что они только отравляют покой юнаго сердца; будь покорен во всем управляющему всем Промыслу Божию, и Он непременно приведет тебя в такое состояние, к какому ты наиболее способен и какого ты достоин.

116. Когда покой твоего сердца бывает нарушен какими нибудь не приятными приключениями, или оно отягчено безотчетною скукою то приучайся искать утешения не в суетных развлечениях, а в душеспасительных занятиях: в искренней молитае к Богу, в чтеиии Слова Божия,—особенно псалмов Давидовых,—и в точном, неукоснительном исполнении твоих ближайших обязанностей.

117. Для сохранения чистоты внутри души твоей, отвращай твой взор и слух от всего нечистаго, что может оскорбить нравственное чувство, и возбудить в тебе греховные помыслы. Не смотри и на красоту лица человеческаго, когда при этом могут возникать в душе твоей чувственные представления.

118. Каждый раз, при возникновении в душе твоей нечистых мыслей и желаний, припоминай слова Священнаго Писания: не лъстите себе, ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложцы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы, царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9, 10, снес. Гал. 5, 19, 21. Еф. 5, 5. Апок. 21, 8. 22, 14, 15 и пр.).

119. Если греховные помыслы, с чувствеными пожеланиями, не отступно возстают против тебя,—силятся омрачить чистоту твоего сердца: тогда усильнее молись Спасителю и Пресвятой Богородице, прося себе небесной помощи и спасения, и до тех пор не оставляй молитвенных действий или чувствований, пока не утишатся в тебе волнения страстных пожеланий.

120. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Матф. 5, 8), Помни сии слова Сладчайшаго Иисуса Христа, и, чтобы тебе,— будущему служителю Его, удостоиться Божия лицезрения, сам всяцем хранением блюди свое сердце (Прит. 4, 23), и непрестанно молись об этом Господу, словами Царственнаго Пророка: сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Псал. 50.)!

ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
Об образовании совести

121. Общее правило. Совесть дана нам от Господа для того, чтобы предъявлять нам нравственный закон Божий, быть стражем, наблюдающии за исполнением сего закона, и судиею наших нравственных действий. Образуй же ее в себе так, чтобы она была законодателем истинным, стражем верным и судиею безпристрастным.

I. Наставление к образованию, усовершенствованию и исправлению совести.

122. Чтобы совесть верно передавала тебе волю Божию, поверяй ея внушения Словом Божиим. Чтобы она неопустительно могла следить за твоими действиями, не делай ничего необдуманно, безсознательно и, как бы, в забвении. Наконец, чтобы право суда ея не ослабевало в тебе, и приговор ея всегда был справедлив, после каждаго поступка своего, размышляй, согласен ли он с внушениями твоей совести, действующей в тебе под влиянием Слова Божия?

123. Чтобы совесть также строго требовала от тебя исполнения уставов церковных, как и, начертанных на твоем сердце, заповедей десятословия, для сего старайся иметь истинное понятие о Церкви Божией; помни, что Ее учредил Сам Господь,—что Она управляется Святым Духом,—что не повинующиеся Ей подвергаются участи язычников и мытарей (Матф. 18, 17),— что каждому, верующему в Церковь, должно доказывать свою веру повиновением Ей, и особенно должно свято хранить Ея уставы тому, кто готовится быть Ея служителем.

124. Для усовершенствования своей совеети, старайся заводить знакомство с людьми благочестивыми—добросовестными; более упражняйся в чтении св. Писания и писаний Отцев Церкви; но особенно молись об этом Господу, говоря: пути твоя, Господи, скажи ми и стезям Твоим научи мя, настави мя на истину твою, и научи мя! (Пс. 24, 4, 5.).

125. Чтобы сберечь тебе свою совесть,— этот драгоценный нам дар Божий,—от повреждения, не читай книг, не одобренных для чтения начальством; избегай сообщества с людьми, явно и без зазрения совести нарушающими закон Божий; при всяком соблазне к чему либо худому, внимай гласу совести, как гласу Божию, вещающему внутрь нас, и страшись нарушить ее внушения.

126. Изменив же совести, уклонившись от ея внушений, не закосневай в этом состоянии; но молись Господу о прощении твоего греха и, при первой возможности, старайся очиститься от него таинством Покаяния. Покаяние есть одно из действительнейших средств к образованию, усовершенствованию и исправлению совести; и ты, для своего нравственного усовершенствования, нак можно чаще, с благоговейною верою и надеждою приступай к нему.

127. Если твоя совесть сделается снисходительною к твоим проступкам, начнет извинять в тебе то, что достойно строгаго осуждения: тогда вспомни о смерти, о страшном суде Божием и вечных муках грешников. Страхе суда Божия может пробудить совесть, не только дремлющую, но и глубоко уснувшую.

128. Если совесть, за какой либо грех, слишком сильно начнет упрекать тебя,—будет приводить тебя в уныние и в безнадежность спасения: и тогда также спеши к Отцу духовному, раскрой пред ннм состояние своей души; с покорностию прими от него духовное наставление, для умирения и успокоения совести; и вперед уже бойся повторять грех этот.

129. Бодрственно наблюдай за своей совестью; старайся образовать ее, по закону Божию.

В ней, прежде всего, Господь изобразил для нас Свою волю; ею доселе руководствуются люди, не имеющие закона писаннаго, и естеством творят законное (Рим. 2 ,14): а будущий служитель Иисуса Христа, готовящийся руководить совестями душ Христианских и быть для них, как бы, второю совестию,—сам ужели будет жить без совести?!

ОТДЕЛ ПЯТЫЙ
Об образовании памяти

130. Общее правило. Память есть также одна из важнейших сил нашей души. К чему бы служили нам наш ум, наша воля, наше сердце без памятования наших познаний, намерений, чувствований? Посему береги и этот драгоценный дар Божий; храни память свою от растления, и старайся образовать ее так, чтобы она была в тебе достойным хранилищем святых истин, познаваемых умом, добрых стремлений воли и чистых расположений твоего сердца; и чтобы всегда была готова и способна воспроизводить в душе твоей то, что прежде было ею испытано.

I. Чего нужно остерегаться духовному воспитаннику, для сбережения своей памяти?

131. Избегай всяких плотских грехов: Тяжело и мне говорить, и ты краснеешь, при одной мысли об них: но мой долг сказать, а тебе полезно знать, что ничто столько не губит наших душевных способностей, и особенно памяти, как сии не чистые грехи! Ты знаешь из Слова Божия, что люди развратные царствия Божия не наследят, что часть их в езере, горящем огнем и жупелом (Гал. 5, 21; 1 Кор. 6, 9): но известно ли тебе, что эти люди самые несчастные и в этой жизни)?—что они более похожи на животных, нежели на людей?—что ум у них самый тупой, воля слабая, сердце не чистое, самый взор всегда безсмысленный, и память у них,—если еще не оставляеть их совершенно в молодости,—то в летах зрелых они часто бывают без памяти, и нередко сходят с ума?—Мой долг также сказать тебе, что люди, преданные этим грехам, бывают несчастными супругами, несчастными отцами и людьми не долговечными. Берегись же, друг мой, от всяких плотских грехов, береги невинность—красоту души и тела! Если мир, плоть и диавол влекут тебя в пропасть разврата;— остановись, крепись, молись Богу; помни, что ты—часть Божия, жребий Божий,—ты обручник Церкви Божией. Помни о красоте сей Небес-ной Невесты твоей,—сей чистой голубицы, и, во время твоего воспитания, чаще помышляй о том, чтобы тебе соделаться достойным свя-тейшаго союза с Нею. Не тяготись строгим, бдительным надзором за тобою Ея приставников, которые ни одного вечера, ни одной ночи не позволяют тебе провести, вне стен твоего жилища; видишь, что они хотят сберечь в тебе то, что для тебя всего дороже,—чистоту души и тела твоего. Сам молись твоим Небесным приставникам, Ангелу хранителю, соименному тебе Святому, и особенно честнейшей Херувим Пресвятой Деве Марии, и больше молись, чтобы они берегли тебя не только от не чистых дел, но и от не чистых помыслов.

132. Берегись также и пьянства, бегай от него, как от заразы. Горячительные напитки, как бы, расплавляют мозг, разгорячают кровь; от огненной теплоты их тело преждевременно созревает, стареет, а душа тупеет; пьяный преждевременно утрачивает легкость, быстроту, живость всех душевных сил, и особенно ума и памяти. Берегись же и этого яда. Слушай, что говорит Премудрый: кому горе? кому молва? кому судове? кому гореспш и свары? кому сокрушение вотще? кому сини очи? не пребывающим ли в вине (Пр. 25, 29, 30)? Заучи эти слова и, при каждом соблазне к винопитию, припоминай это изображение пьянаго и размышляй, прилично ли оно тебе?

133. Для сбережения также своей памяти, не обременяй ея знанием пустых, безсмысленных разсказов, повестей, песен. Посему не читай, и тем более никогда не заучивай на память подобных произведений не чистаго сердца и празднаго ума. Да и разсуди: прилично ли тебе, в одном хранилище, сберегать истины о Боге, Иисусе Христе, царствии небесном и т. под. и знания; не достойные твоего внимания? Заучив их, по неопытности, старайся забыть, как тяжелое и лишнее бремя, не достойное, и даже вредное, для тебя ("Душа отроков", -говорит один учитель Церкви-,«есть храм Божий. Она не должна понимать ни безстыдных басен, ни соблазнительных песен; ея нежный язык должен возноситься только к Богу, в благоговейных псалмопениях»).

II. Как и каким образом духовному воспитаннику образовать свою память?

134. Старайся образовать в себе память более разумную, т. е, чтобы делаемое тобою припоминание о том, или другом предмете происходило при пособии размышления, а не механическую, когда одно слово вызывает за собою ряд других слов.

135. Для разумнаго образования памяти заучивай свои уроки и все, чему хочешь научиться,—не одною памятию,—как бывает у детей, оставляемых без должнаго руководства,— а памятию—при пособии разсудка, следящаго за течением мыслей, тобою изучаемых.

136. Сопоставляй вновь приобретаемые позвания с прежде приобретенными. В душе только то и прочно, что усвояется разумно. Пусть это замедлит изучение урока: за то упрочит для тебя выученное, на целую жизнь. Смотри, как и наставники отличают бойко читающих урок, заученный на память без размышления, от разсудительных и внимательных юношей, которые понимают то, что говорят, хотя и не бойко. Перваго стоит остановить на половине слова, чтобы привести в замешательство; последний же всегда найдется, как продолжать прерванное чтение.

137. Все совершенствуется в нас упражнением; так, и для усовершенствования памяти, нужно упражнение. Почему, для этой цели, кроме изучения уроков, на досуге упражняй память свою, в припоминании прежде приобретенных тобою познаний. Так вспоминай некоторые разсказы из священной Истории, с их нравственными приложениями; повторяй мысленно содержание той, или другой из изучаемых тобою наук, в их систематическом порядке; припоминай благодеяния, испытываемые тобою в своей жизни, с молитвою ко Господу, за своих благодетелей, и т. под.

138. Приучай свою память, при воспоминании о каком либо событии, припоминать о его причине, обстоятельствах и следствиях; при воспоминании о каком либо лице,—представлять его рост, походку, голос и проч.; при встрече с каким либо предметом,—вспоминать о предметах, сходных с ним и ему противоположных; при воспоминании о родителях, наставниках, вспоминай их добрые советы и полезные наставления. Все это может давать пищу твоей способности мышления; а между тем память, приучаемая так действовать, делается способною скоро вспомиминать,—когда бывает нужно,—о тех, или других предметах.

ОТДЕЛ ШЕСТОЙ.
Об образовании воображения

139. Общее правило. Воображение есть способность живо представлять в душе какие либо, известные нам, предметы, или, на основании их, составлят новые умопредставления. Оно содействует мышлению, облегчает память, оживляет наше слово, имеет благотворное влияние и на всю нашу жизнь, когда настроено правильно, и действует в границах: но и ничего не может быть гибельнее, как иметь воображение разстроенное, или необузданное! Чтобы твое воображение было благоустроено, старайся, чтобы оно действовало в тебе всегда, в подчинении здравому смыслу и нравственному, просвещенному св. Евангелием, чувству.

I. Что может способствовать духовному воспитаннику, к благонастроению его воображения?

140. Пусть твое воображение, особенно в юных твоих летах, занимают более предметы действительные, прежде тобою замеченные, нежели твои собственяые вымыслы. Известно что,—прежде нежели начинают созидать что либо,—стараются научиться, правильно производить копии.

141. Воображая об известных тебе предметах, представляй их в уме твоем во всей полноте, со всеми принадлежностями, облекая в образы, совершенно с ними согласные: этот навык приучит твое воображение рисовать предметы верно, ясно и отчетливо.

142. Воображая те, или другие предметы, никогда не увеличивай, а равно и не уменьшай их значения; не представляй напрасно страха там, где не может быть его; но и не забывай об опасности, где она явно представляется, чтобы не приучить себя тревожиться опасениями напрасными, или не быть отважным там, где храбрость безразсудна.

143. При представлении тех, или других явлений природы и известных состояний,—которые может испытывать человек,—живописуй в уме твоем эти явления, равно и проникайся сам ощущениями, свойственными сим состояниям: это может служить средством, к развитию твоего воображения, и, при выражении твоих мыслей словом, - к красоте твоей речи.

144. Живописуя в душе твоей картины, составляемые твоим воображением, заимствуй для них образы от предметов действительных и благородных, а не облекай их в образы фантастические и каррикатурные; что было бы противно твоему званию и высокому назначению.

145. Господь Бог, с Его высочайшими совершенствами,—Господь наш, Иисус Христос, в течении всей Своей жизни, и особенно на кресте, проявляющий к нам безграничную любовь Свою,—Сын Божий, окруженный Св. ангелами, в небесной славе, грядущий судить живых и мертвых,—вот предметы, во истине, достойные занимать воображение будущаго служителя Христова! Живописуй также в уме твоем образцы добраго воспитанника,—сына, послушнаго своим родителям,— добраго, истиннаго христианскаго священника, и. т. под., стараясь, при этом, своею жизнию, приближаться к этим образцам. Все это, доставляя самую лучшую пищу к его развитию, может, кроме того, весьма благотворно действовать на нравственную жизнь твою.

146. Для развития и усовершенствования твоего воображения, во время разговора о каких либо предметах, старайся живо представлять их в уме твоем; иногда же, для той же цели, изображай их на бумаге, словесными произведениями , или,—если можешь,—посредством рисования.

II. Чего остерегаться духовному воспитаннику, чтобы не низвратить своего воображения?

147. Не составляй в душе своей таких образов, которые противны понятиям здраваго смысла, убеждениям святой Веры и нравственному чувству. При невольном представлении таких предметов, не облекай их в их образы, и,—как можно,—скорее отводи от них свое внимание, чтобы не осквернить ими чистоты души своей.

148. Когда Бог благословляет успехом дела твои; не воображай, что у тебя значительные способности, что ты рожден для великих дел и т. подоб. Помни, что все, что только мы делаем хорошаго, мы это делаем, при помощи Божией, и более молись Господу, чтобы Он не лишил тебя Своей помощи. Иначе ты приучишься к мечтательности о себе, разстроишь свое воображение и, не сделав ничего хорошаго, прежде времени погубишь таланты, данные тебе от Бога.

149. Не воображай и о своей неспособности, когда ты не имеешь большаго успеха в делах своих; подобное представление окончательно погубит таланты твои. Исполняй по силам, с упованием на помощь Божию , долг свой: постоянная верность своему долгу, при помощи Божией , приведет тебя к тому, что ты будешь исполнять свои обязанности так, как не исполняют их люди и более талантливые, но надменные мечтанием, о своих высоких дарованиях.

150. Не читай повестей и романов, описывающих не чистую любовь, или мир волшебный; те или другие образы, олицетворенные в сих сочинениях, напечатлевшись в твоем воображении, могут давать ему ложное направление.

151. Если бы случилось тебе видеть такия статуи или картины, в которых,—к оскорблению изящнаго искусства и с нарушением всякаго цриличия,—олицетворяются предметы низкие, или вымыслы не чистаго, или не правильно настроеннаго, воображения: то, чтобы предохранить от подобнаго настроения свое воображение, не занимайся подробным их обозрением; но отвращай от них свой взор, и свое внимание.

152. Не посещай театральных зрелищ; сценические представления, самые невинныя, по опыту и отзыву людей благомыслящих, сильно напечатлеваясь в юном воображении, надолго оставляют в нем это впечатление; невольно занимают его; безпокоют собою, а иногда явно способствуют, к его разстройству.

153. Наконец всячески удаляйся от сообщества с людьми, имеющими необузданное воображение , для которых,—как они говорят, — «все—ни по чем, море—по колена, жизнь — копейка» и которые посему, без всякаго стыда и уважения к приличиям, позволяют себе не только говорить о делах, непозволительных , но и делать их. Сам ты можешь понять, как гибельно могло бы действовать на твое воображение, и вообще на твое поведение, обращеиие с иодобными людьми! Беседы злые тлят обычаи благие, говорит Писание. Бегай же таких бесед, чтобы сохранить, в чистоте и целости, свою душу!

ОТДЕЛ СЕДЬМОЙ
Об образовании языка

154. Общее правило. Дар слова есть величайший дар благости Божией к человеку. Господь отличил нас от не разумных жшвотных, даровав способность выражать в слове наши мысли, желания и чувствования, сообщать их друтим и от них принимать выражение их душевных состояний. Старайся же об усовершенствовании и этой богодарованной тебе снособности ; заботься о том, чтобы 1) вообще соделать речь свою понятною, правильною и приятною, и в особенности, чтобы 2) хорошо владеть даром слова при общественных богослужениях и 5) научиться владеть даром слова,—достойно этой способности, в домашних собеседованиях, в речи разговорной.—Тем более заботься оспособности слова, что это есть внешняя, всем открытая, способность души нашей, по коей можно судить оеаинем уме, сердце, иамяти и проч. Тебе же особенно нужно образовать дар слова, как будущему слулштелю Божию, которому предстоит обязанность, словом своим, учить других слову Божию.

1. Наставления духовному воспитаннику, как образовать язык свой.

155. Общее правило. Старайся образовать свой дар слова так, чтобы он был достойным орудием, для выражения мыслей души твоей,—чтобы речь твоя для всех была понятна, всегда была правильна и всякому, из слушателей и собеседников твоих, была приятна.

I. Как сделать речь свою внятною?

156. Чтобы слова твои были понятны для других, не говори ни о чем, не подумав и не уяснивши для себя того, о чем хочешь сообщить другим: не скор, как говорит Премудрый, буди усты твоими (Еккл. 5, 1). Посему прежде сам вполне выразумей то, о чем хочешь сказать другому, и тогда говори; а чего не понимаешь, о том не говори.

157. Старайся выразить ясную для себя мысль, как можно точнее, говори всегда словами простыми, общепонятными, а не какими - нибудь отборными, вычурными, громкими, блестящими. И сам ты был бы не красив в чужой одежде; и светлая мысль может казатьтся странною, от странных выражений.

158. В простой беседе не употребляй, без крайней нужды, слов иностранных, или областных, не всем понятных,—оборотов школьных, терпимых только в науке; тем более избегай выражений площадных, оскорбительных дла слуха, унижаюших достоинство дара слова, и могущих показать твою грубость.

II. Что делать, чтобы речь была правильна?

159. Для правильности своей речи заботься, чтобы она состояла из полных предложений, а не из отрывочных и безсвязных слов; не скрадывай окончаний слов и не произноси их против ударения; наконец не привыкай к вствавочным словам, не имеющим никакого смысла, каковы: «говорить», «таво как-оно» "нуте" "дискать" «как—бишь» и т. п.

160. К усовершенствованию разговорной речи служат : чтение лучших произведений отечественной словесности, потом собственное упражнение в сочинениях и наконец участие в разговоре. Старайся же, чтобы все эти занятия принесли пользу для твоего слова.

161. Не пренебрегай, для образования языка своего, и подражанием; всегда с особенным вниманием слушай, как говорят люди умные и образованные, и перенимай у них не слова только, но вообще все то, от чего бывает умна и приятна речь их. Это один из лучших и легчайших способов научиться хорошо говорить. Сколько есть людей, которые нигде не учились, но,—от подражания только—поговорить умеют, и иногда весьма занимательно!

III. Как говорить, чтобы речь была приятною?

162. Чтобы тебя приятно было слушать, говори всегда спокойно, естественно, без всяной мысли о том, чтобы понравиться своим словом; говори также не громко, чтобы разговор твой не был похож на крик, но и не слишком тихо, чтобы не просили тебя повторять слов, тобою сказанных; говори не торопясь, чтоб легко было следить за твоим словом, но и не растягивая,—не на распев; не будь монотонен, но возвышай и понижай голос свой там, где нужно, и всячески избегай жеманства,—мысли о том, что ты говоришь прекрасно.

163. Тяжело-неприятно бывает вести разгор с теми, которые имеют природный недостаток языка,—косноязычие, или запутанность языка, происшедшую от быстраго чтения в детстве. Если бы в тебе был такой недостаток: то, для исправления его, каждый день, постарайся прочитывать что нибудь громко и протяжно—на распев. Только производи это занятие наедине, чтобы не стесняться обществом товарищей, и не стеснять их. Труд этот, со временем, может совершенно исправить тебя, и выговор твой сделается ясным и приятным.

2. Наставления духовному воспитаннику, к образованию его голоса, как существенной принадлежности дара слова.

164. Общее правило. Не оставляй в небрежении и своего голоса: от голоса не редко зависит приятность и достоинство речи, особенно успех речей, произносимых в общественных собраниях. Тебе же нужно особенно позаботиться о своем голосе, как для внятнаго и приятнаго чтения и пения, так и для успешнаго проповедания слова Божия, в церковных собраниях. Старайся же образовать свой голос так, чтобы он был гибкий, ясный, звучный, приятный, способный проникать в души слушающих тебя.

165. Не отказывайся,—под тем предлогом, что тебе от природы не дано хорошаго голоса,—трудиться, над образованием его; тем более ты должен это делать, чтобы помочь своей природе, и сделаться во всей способным, к предназначенному тебе служению. Трудом достигай того, что другие имеют от природы; труд все преодолевает.

I. Как поступать духовному воспитаннику, дабы образовать голос ясный и приятный.

166. Для приобретения ясности и внятности голоса, упражняйся больше в чтении книг, сначала дома и, когда навыкнешь, в церкви, при Богослужениях. И читай внятно, громко, и раздельно; каждое слово выговаривай так, чтобы оно вполне касалось слуха твоего и лиц, окружающих тебя. Наблюдай знаки препинания, останавливаясь на них, и располагая речь по их роду.

167. Чтобы научиться тебе хорошо владеть голосом, при произношении проповедей, замечай, прежде всего, как произносят их образованные проповедники; и потом сам дома, подобным образом, произноси свои, или других авторов, сочинения.

168. Упражняясь в чтении книг, читай чаще проповеди, и читай, или произноси их, вслух; иногда при этом попроси,—если можешь, — кого либо из товарищей замечать тебе, что ему покажется не приятным в твоем произношении и, с благодарностию, пользуйся сими замечаниями.

169. Когда будешь иметь право произносить проповеди., в церкви за Богослужением; чаще пользуйся, с согласия Настоятеля церкви, этим правом. Произноси слова свои, или отечественных проповедников; но предварительно прочитывай их, неоднократно дома, и даже заучивай их на память.

170. Чтобы приобрести способность действовать с успехом на слушателей, всегда проникайся сам теми святыми чувствами, какия ты хочешь внушить другим. Что выходит из сердца, то всегда легко проникает в сердце слушающаго.

II. Как поступать, для приобретения гибкости и звучности голоса?

171. Для приобретения гибкости и звучности голоса упражняйся в пении, и пой чаще по церковному Обиходу. «Музыка», — сказано в нашем Уставе,—«может быть только терпима; а искуство пения, приобретенное в Уездном училище, должно быть сохраняемо и поддерживаемо между воспитанниками Семинарии» (Устав Дух. Сем. § 67).

172. Во время пения владей голосом естественней: не усиливайся петь таким голосом, какого у тебя нет, или какой тебе не свойствен; при общем пении не старайся заглушать, своим криком, другие голоса.

173. Так как уменье, хорошо владеть голосом, совершенно зависит от слуха: то, при пении, изощряй и слух свой. Для сего прислушивайея к своему голосу и другим голосам поющим вместе с тобою, и не делай с ними разногласия. При случае пой под звуки какого либо инструмента, тоже соблюдая с ним совершенное согласие.

174. Пение светское и простонародное духовным воспитанникам строго воспрещается Уставом Духовных Семинарий (§ 67) ( И Святитель Тихон Воронежский, в своей Инструкции Семинаристам, говорит: «Псалем светских непристойных, или песен не только не петь, но и переписывать себе или другому кому не дерзать» (Том. I. стр. 43)). Не приучайся же к подобному пению, чтобы тебе не образовать по нему свосго голоса, который будет некогда органом возвещения людям воли Божией, и возношения к Богу молитв церковных.

175. Приготовляясь к своему будущему служению в Церкви Божией, упражняйся более в пении Церковных песней, и всегда производи это занятие, с душевным умилением и истинным благоговением, чтоб оно не обратилось тебе в грех и осуждение, как дело Божие, делаемое с небрежением.

3. Наставления духовному воспитаннику, как ему владеть даром слова, чтобы всегда соблюдать благоприличие в речи разговорной.

176. Общее правило. В разговоре старайся выражать всегда внимание к твоим собеседникам, искренность и справедливость; избегай всего того, чем можешь оскорбить кого - нибудь, или подать о себе не выгодное мнение: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено, ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати (Кол. 4, 6), говорит св. Апостол.

I. Как говорить ему в обществе?—о чем можно говорить? и о чем не должно говорить?

177. О каждом предмете говори таким тоном, какого требует свойство предмета: так о предметах Веры говори всегда с благоговением, о лицах, высших тебя—с почтением, о несчастиях ближняго—с участием, о благополучии его—с радостным видом.

178. Будь в каждом обществе особенно скромен, и, как бы, несколько застенчив: эта легкая застенчивость, или стыдливость, составляет украшение юноши (Притч. 26, 11). Впрочем о том, что хорошо знаешь, говори с уверенностию и без робости; потому что и недоверие к себе также вредно, как надменная самоувереяность.

179. Выбирай предмет для разговора, — если это будет зависеть от тебя, — сообразный с состоянием и занятием лиц, с которыми вступаешь в разговор: так, с земледельцем говори о хлебопашестве, с воином — о воинских походах, с городским жителем — о чем либо из круга его полезных занятий; — словом: всегда ищи предмет для разговора, более приятный и знакомый для твоего собеседника, но тем не менее назидательный и для тебя (Эта приспособительность совершенно согласна с действованием св. Апостола (1 Кор. 9, 22). Но чтобы правильно понимать ее, нужно иметь в виду следущее наставление блаженнаго Августина. Он говорит: «Как наклоняется тот, кто хочет подать руку другому, чтобы поднять его? Он не повергается на землю, не позволяет себе падать также, как и тот: напротив стоит твердо, и крепко держится на своих ногах, чтобы упавший не увлек его с собою, склоняется же только несколько,—сколько нужно для того, чтобы помочь ему). Пока ты воспитанник, везде и всегда старайся от других учиться, чтобы, со временем, ты мог других учить с успехом.

180. Всего меньше говори в обществе о себе самом; не говори о себе ничего хорошего, чтоб не сочли тебя гордым и самохвалом; не говори о себе и ничего худаго, чтоб не назвали тебя глупым, или низким.

181. Если зайдет речь в похвалу твоим дарованиям, трудолюбию и другим похвальным качествам: то сам не поддерживай ея, даже старайся отвести разговор к другому предмету.

182. Сам не заводи, в обществе посторонних лиц, разговора о своих делах. Так должны и мы вести себя, приспособляясь к другим людям..... должны держать себя твердо, чтобы они не увлекли нас с собою» (Книг. 83, вопр. 71).

Чтобы воздержаться от самохвальства, для этого людьми, опытными в духовной жизни, предлагается такое правило: «когда усматриваешь в себе нечто, достойное похвалы, и чувствуешь в себе желание разсказать о том другим: то тотчас старайся истребить в себе это желание представлением, что из твоего разсказа не получишь себе никакой пользы, а получишь только вред. Люди в своем суждении весьма превратвы; что сегодня хвалят, то завтра забывают, или даже охуждают; а ты, разсказав о достойном в тебе похвалы, конечно из-за похвалы человеческой, делаешь себя не достойным похвалы у Бога, потому что получаешь награду от людей. Аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою, сказал Господь о людях сего рода (Матф. 6, 5). (День св. жизни. Григор. Архиеп. Каз. Спб. 1856 год. стр. 77).

183. Нигде, никогда не показывай вида, что ты ученее и умнее других: если ты действительно умен, ум твой не скроется, хотя бы ты стал скрывать его: словеса мудрых в покои слышатся, паче клича обладающих в безумии (Екк, 9, 17).

184. Можешь в развоворе выставлять на вид добрые качества людей действительно хороших, но отсутствующих; о людях же нехороших не говори ничего,—ни худаго, ни добраго: иже судит неправеднаго праведным, нечист и мерзок у Господа (Притч. 17,15).

185. Особенно остерегайся говорить в обществе что либо худое о лицах, высших тебя; уклоняйся от подтверждения подобных слов, когда и другие говорят их: и в совести убо твоей не клени царя, и в клети ложницы твоея не клени богатаго: яко птица небесная донесет глас твой, и имеяй криле возвестит слово твое (Екк. 10, 20)

186. Не только сам не говори, но не слушай, когда другие говорят о чужих пороках.

Есть у тебя теже пороки? Ты подумаешь: «не один же я-такой грешный!» А нет? Ты возгордишься, — почтешь себя лучше других, — а это самомнение весьма опасно для нравственности.

187. В глаза людям, высшим себя, и даже равным с тобою, никогда не говори похвалы, чтоб не показаться как бы судиею их достоинств и дел, или льстецом. Людей, нисших себя, можешь хвалить и в глаза,—если они заслуживают того,—только не публично; это будет для них поощрением к другим похвальным поступкам.

188. Остерегайся давать решительные обещания кому-бы и в чем-бы то ни было; не от нас зависит наше будущее: не разуме человек, что бывшее, и что будущее; и что позади его, кто возвестит ему (Еккл.10, 14)? По этому обещания свои делай под таким условием: «постараюсь, если Богу будет угодно». (Иак. 4, 13—15).

189. Вообще старайся больше слушать и меньше говорить: от многословия не избежиши греха: щадяй же устне, разумен будеши (Прит. 10, 19). Безумный умножает словеса (Еккл. 10, 14):муж же мудрый безмолвие водит (Прит. 11. 12). И чаще, в глубине души своей, так молись к Господу: положи Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (Псал. 140, 3) (Не подумай впрочем, что ты не должен ни о чем говорить. «Добродетель молчания,—по учению Отцев Церкви,—не в том состоит, чтобы не говорить ничего, но в том, чтобы знать, когда нужно говорить, и когда нужно молчать, подобно тому, как воздержание состоит не в том, чтобы ничего не есть, но в том, чтобы есть когда нужно, и что нужно.» (Амвр. кн. 10. об обяз. гл. 3. Григор. кн. 7. нрав. гл. 17.) «Пророк Давид»,—в другом месте говорит св. Григорий.—«взывая к Богу, чтобы Он положил хранение устом его, не просит Его, чтобы Он заградил уста его стеною, там, чтобы уже никогда нельзя было открыть их, но просит оградить их только дверью. И как дверь можно отворять и запирать, когда нужно: то этим он дает нам разуметь, что и мы также должны открывать и закрывать уста свои, смотря потому, когда это бывает нужно; в этом—то и состоит добродетель молчания»).

II. Как ему выражать внимание к своим собеседникам?

190. Для выражения внимания к разговаривающему с тобою, старайся смотреть на него прямо; только не в самые глаза,—и не оборачивайся от него в сторону.

191. Никогда не прерывай речи собеседника, кто бы он ни был: иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение (Прит. 18, 13). Если бы собеседник твой прервал твою речь, уступи и слушай: когда он все скажет, тебе удобней будет высказать свои мысли.

192. Если бы тебе пришлось слушать о том, что тебе известно: то, из внимания к своему собеседнику, иногда покажи вид, что ты этого не знаешь, и не мешай ему окончить рассказ свой; иначе и он не будет внимателен к твоим словам.

193. В обществе лиц, высших себя, не начинай разговора; больше молчи и слушай, что они говорят. Если люди, высшие тебя, удостоивают тебя принять участие, в их разговоре: то говори всегда с почтением к ним.

194. С высшими говори голосом не громким, несколько тише, чем как они говорят; и никогда не оспаривай их мнений, хотя бы они были противны твоим убеждениям.

В твоей воле не соглашаться с ниши, но учить их — не твое дело; при том, спорщики не терпимы ни в каком обществе.

195. В живой беседе с равными,—с товарищами, — давай место словам каждаго из них, хотя бы худшаго тебя по ученью; и с таким же вниманием слушай его, как и товарища, успевающаго в науках лучше тебя.

196. Не пренебрегай ни чьими вопросами в обществе, кто бы ни предложил их тебе; по долгу учтивости нужно отвечать всякому:приклопи ухо твое к нищему и отвещай ему мирная в кротости (Сир. 4, 8), говорит сын Сирахов.

197. Не забывай принятых в обществе правил обращения; говори: Вы,—к лицам, которых превосходство сознаешь пред собою и ко всем людям, тебе неизвестным, но почтенным по наружности;—ты,—к своим друзьям, к прислуге и ко всем, над кем очевидно твое превосходство;—добрый день, или здравствуйте,—при свиданиях;—до свидания,—при прощании;—извините,—или виноват,—за свою неловкость в слове, или обращении;—простите,—за такую же неловкость пред высшими себя;—благодарю покорно,— за оказанную тебе услугу, или за выражение участия и т. подобное.

III. Чего избегать в разговоре, чтобы не быть не приятным для собеседников?

198. Не вступай в разговор, если заметишь, что не желают твоего участия: не влагайся в среду беседы (Сир. 11, 8), говорит Премудрый.

199. Не поправляй чужих ошибок в словах,—обмолвок, и не показывай вида, что ты заметил за кем нибудь обмолвку;—не приводи его, своею улыбкою, в смущение, чтобы не оскорбить его и не подать повода, к невыгодному о себе мнению.

200. Никогда не говори колкостей, обидных для кого либо из собеседников; не думай, что этим ты выкажешь свое остроумие (Иак. 3, 17): напротив, это было бы признаком необразованности; кто, по словам Премудраго, щадит глагол произнести жесток, тот разумен (Прит. 17, 27).

201. Не насмехайся над природными недостатками твоего ближнего: ругаяся убогому, раздражает Сотворшаго его (Прит. 17, 5). Остерегайся даже, чтоб не завести такого разговора, в котором, хоть стороною, ты можешь коснуться предмета, не приятнаго для твоих собеседников.

202. Не говори от болезни исхудавшим: «как вы похудели»: ни не к меру полным: «как вы пополнели»,—подобные слова многим бывает не приятно, а иным даже больно слушать: не похвали человека в красоте его, и не буди ти мерзок человек видением своим, замечает Премудрый (Сир. 11, 12.)

203. Никого не спрашивай о делах семейных, обстоятельствах хозяйственных, даже и о состоянии здоровья, особенно если замечаешь, что этот разговор не приятен твоему собеседнику.

204. Не говори никогда в обществе шепотом, или на ухо твоему соседу (Сир. 21, 31); равным образом не говори на языке иностранном, когда есть здесь хоть кто нибудь, не понимающий этого языка, дабы он не подумал, что ты о нем говоришь это и не оскорбился твоею скрытностию.

IV. Чего остерегаться духовному воспитаннику, при разговоре, чтобы не показаться неприличным?

205. Не говори и старайся не думать о пороках низких, о которых, по Апостолу, не лет есть глаголати: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших (ЕФ. 4, 29); ниже да именуется, в вас сквернословие и буесловие, или кощуны (Еф. 5, 3).

206. В обыкновенных разговорах никогда не прибегай к божбе: не возмеши имене Господа Бога твоего всуе (Исх. 20, 4), говорит Слово Божие. Ты показал бы своим собеседникам, что не заслуживаешь их доверия, если бы, без всякой нужды, стал божиться, в подтверждение слов своих (Сир. 23, 9).

207. Никогда не выходи из себя, в разговоре, не говори с жаром; помни замечание Премудраго, который говорит: муж ярый неблагообразен (Прит. 11, 25). Не позволяй также говорить себе, хоть и спокойно, но слишком громко—крикливым тоном: кроме того,—что кто так говорит, тому не удобно бывает думать о том, что он говорит,—такой крикливый разговор препятствует другим лицам, находящимся в том же обществе, разговаривать между собою, и весьма неприятен бывает для слушающих. Представь себе, если бы, в каком нибудь обществе, все начали говорить громко: то какой бы шум произошел от того?!—Говори так, чтобы только слышно было твоему собеседнику. Если же разговаривающий с тобою находится вдали от тебя; то подойди к нему и скажи, что нужно, но кричать не позволяй себе.

208. Не будь никогда капризным, особенно не делай никому выговоров за проступки, не предвиденные и не намеренные: отыми от себе, говорится в Писании,—строптива уста, и обидливы устне далече от тебе отрини (Прит. 4, 24).

ОТДЕЛ ОСЬМОЙ
О благодати Божией, как необходимом условии для христианского образования души

209. Общее правило. Благодать Божия есть сверхъестественная Божественная сила, даруемая от Бога нашим силам, к совершению всякаго добра. Без нее, одними своими силами, мы не можем произвести ничего истинно-добраго; равно как и она одна,—без нашего собственнаго старания,—не делает нас добрыми. Посему, для совершеннаго успеха, в образовании души своей, при собстенном своем об этом попечении, старайся быть достойным Божественной благодати; употребляй все средства к снисканию ея, и, по принятии ея, будь осторожен, чтобы не лишиться ея.

210. В первый раз ты соделался достойным благодати Божией в купели крещения, когда,—отрекшись от сатаны и всех дел его, и давши обет служить истинному Господу Богу,—ты очистился от всякаго греха, освятился, соделался сыном и наследником Божиим. Помни же всегда о той небесной красоте, которая сообщена тебе в св. купели и береги ее;—не забывай тех обетов, которые дал ты при ней Богу и старайся выполнять их: и Божесгвенная благодать всегда будет находить в тебе достойное жилище себе, и будет помогать тебе, во всякой добродетели.

211. Господь Бог наш, с небесной высоты Своей, приникает милостивым взором Своим, особенно на кроткаго и смиреннаго (Ис. 66, 2); Он гордым противится и только смиренным дает благодать Свою. Будь же, будущий служитель Божий, подобно Спасителю своему, кроток и смирен сердцем, и, сими боголюбезными качествами, ты привлечешь к себе обильные токи благодати Божией!

212. Если сердце твое постоянно будет пламенеть любовию к Богу и ближнему: то эта святая любовь привлечет к тебе благодать Божию ,—соделает тебя жилищем Божиим. Господь наш, Иисус Христос, Сам уверяет нас в этом, говоря: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его и к нему приидем и обитель у него сотворит (Иоан. 14, 23); и возлюбленный ученик Его, опытно дознавший силу и свойства любви, подтверждает слова своего Учителя: пребываяй в любви, говорит он, в Бози пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Иоан. 4, 16).

213. Желай всем сердцем своим благодати Божией; без нее душа твоя не может жить духовною жизнью, как растения не могут жить без солнца, рыбы без воды, животные без воздуха; проси усердно Господа, чтобы Он не отвратил лица Своего от те6я — отрока Своего; — молись Св. Духу, раздаятелю даров благодати, чтобы Он не лишил тебя Своего сокровища, — молись именем Иисуса Христа, и Господь услышит молитву твою. Он сказал нам, в св. Своем Евангелии: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам (Матф. 7, 7), и: вся, елика аще чесо просите от Отца, во имя Мое, даст вам.

214. Живи постоянно в Боге, помни о своей всецелой зависимости от Него, помышляй о Его вездеприсутствии, и Господь Бог всегда будет с тобою, Своею благодатию. Особенно же, для приятия Божественной благодати, чаще посещай храмы Божии, где благодать Божия обитает преимущественным образом, и откуда токи ея изливаются обильно, на всех верующих.

215. Умножай сокровище благодати, — даруемой тебе от Господа, в подкрепление немощных сил твоих, — приобщением Св. таинств и Крови Христовой., освящающих нас и попаляющих грехи наши. В достойно причащающихся Божественных таин, очевиднейшим образом, вселяется Господь, Своею благодатию , и над ними явно оправдываются слова Спасителя: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребываешь и Аз в нем (Иоан. 6, 56).

216. Удостоившись же дара небеснаго, прияв в себя духа благодати, и слыша в душе своей веяние его, не угашай его, но больше и больше возгревай его в себе верою, любовию, молитвою и искренним послушанием гласу Божию, вещающему душе твоей, в твоей совести и в слове Божием.

217. Помни, что в скудельных сосудах мы носим сокровище благодати (2 кор. 4, 7), и намереваясь стояти, остерегайся, чтобы не упасть (1 Кор. 10, 12) и не потерять сие небесное сокровище. Остерегайся от земных привязанностей: душевный человек, — совершенно погрузившийся в одни житейские заботы,— не способен к принятию Духа Божия (1 Кор. 2, 14, 15). Особенно же, для сохранения в себе духа благодати , оберегайся от смертных грехов, — распутства, пьянства и прочее. Слово Божие свидетельствует, что Дух Божий не имать пребывати в людях, преданных подобным порокам (Быт. 6, 3).

218. Чаще же помышляй о необходимости для тебя благодати Божией, и всячески старайся быть достойным ея; употребляй все средства, к снисканию ея; и, прияв в себя это сокровище, тщательно храни его. Она,—и только Она, — может помочь тебе просветить свой ум, укрепить свою волю, очистить свое сердце, прояснить в себе совесть, осветить свою память и воображение и облагородить свое слово,—только при ней ты можешь воспитать свою душу, в духе христианском.

219. Помни, что тебе не только самому нужно жить благодатию Божиею, но и предстоит другим раздавать дары ея. Заботься же теперь, в юных летах, постоянно ходить во благодати Божией, чтобы, со временем, соделаться достойным сосудом безценных даров ея.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»