МЛАДЕНЧЕСТВО (0-3 года)
Основополагающие годы
(от рождения до 24 месяцев)
В течение раннего младенчества закладываются основы всех сторон человеческой жизни. Если в эти ранние и восприимчивые годы основы будут заложены неправильно, то последующая надстройка будет безусловно дефектной. Врачи и педагоги говорят нам, что «период от рождения до года является жизненно важным для всего будущего ребенка. То, каким будет взрослый человек с точки зрения физических и психических характеристик, определяется в этот период жизни гораздо больше, чем в любой другой». Переоценить этот период жизни, как показывает следующая история, невозможно:
«Одна женщина спросила выдающегося религиозного педагога: «Когда я могу начать религиозное воспитание моего ребенка?» «Скажите, а когда родится ваш ребенок?» — ответил он. «Родится? — удивилась она, — да ему уже пять лет!» «Моя дорогая, — воскликнул он —не тратьте время на разговоры со мной! Поспешите домой. Вы уже потеряли пять лучших лет».
«Как жаль, что многие люди не осознают огромный потенциал, который есть у новорожденного младенца. Как важно, чтобы первые впечатления были правильными. Большинства сложных проблем детства и подросткового возраста можно было бы избежать, благовествуя детям Евангелие... в раннем возрасте!»
Другой педагог написал: «На самые трудные проблемы детства и подросткового периода можно ответить двумя словами — начинайте раньше».
ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ
При рождении: ребенок будет спать около двадцати часов ежедневно.
В первый месяц: пять-шесть ежедневных кормлений и сон в течение каждых двух-пяти часов.
В шесть месяцев: его вес удваивается. Он может переворачиваться и сидеть в течение коротких отрезков времени.
В двенадцать месяцев: он уже может ходить и использовать несколько простых двусложных слов. У него будет от двух до шести зубов.
В восемнадцать месяцев; он — сгусток энергии, хорошо общается и имеет 12-16 зубов.
В двадцать один месяц: теперь он хорошо ходит и бегает и может самоотоятельно есть. Развиваются мышцы и мыслительные процессы.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Физические — он быстро растет
Необходима активность. Даже маленький ребенок активен. «Он потягивается, стучит, качает руками и ногами, водит глазами и моргает, кричит и делает хватательные движения». Эта постоянная деятельность не только помогает использовать энергию, которая накапливается в результате регулярного питания и сна ребенка, но и способствует его росту и развитию. (Рост означает увеличение размеров, а развитие — изменение в строении тела.)
Темпы развития. Быстрый рост и развитие являются нормальными для первых месяцев и первого года жизни. При всем многообразии примеров, девочки обычно развиваются быстрее, чем мальчики.
Интеллектуально — он исследователь
Активность маленького ребенка способствует не только его физическому развитию, но и умственному. Благодаря органам чувств он открывает окружающий его мир, хотя, возможно, и ограниченный в это время. Он откроет для себя свою маму, других людей, заботящихся о нем, и самого себя. Поскольку речь ребенка в этот период еще не развита, он, по большей части, учится сам, и знания, которые так привычны для нас, неизвестны ему.
Социально — он ограничен
Мир малыша мал и вообще ограничен его непосредственным окружением, включающим его дом, дома близких родственников или друзей. Если малыш родился в христианской семье, то его мир будет больше и может включать церковь. Он вскоре научится привлекать внимание людей звуками, жестами и движениями. Это будут его единственные средства общения. Хотя он может самостоятельно играть с простыми игрушками, ему нравится, когда играют с ним.
Эмоционально - он чувствителен
Малыш обьгчно боится странного, но привычного окружения неожиданных звуков и т.п. Его эмоции нестабильны и он криком быстро проявляет неудовольствие. Однако он уже может начать осознавать, что определенное поведение приемлемо, а другое — нет. Но даже в таком раннем возрасте он может учиться послушанию.
Духовно — он зависим
Отношения и действия. Родители дают ребенку основные примеры поведения, но малыш зависит он них и в своих отношениях. Ребенок будет подражать не только действиям, но так же и отношениям, которые сохранятся на всю жизнь. Ни один учитель не сможет заменить благочестивых родителей, которые дают ребенку надлежащие примеры отношений и действий. Только родители могут создать такую домашнюю атмосферу, которая должна быть в эти ранние основополагающие годы.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕГО ДУХОВНЫХ НУЖД
Необходима духовная атмосфера. Именно дома, от своих родителей, малыш получает свои первые впечатления о Боге, Библии и Господе Иисусе. Эти впечатления передаются ему через царящую в доме атмосферу. Впечатлительный ребенок учится не только через подражание отношениям и действиям, но и через эмоции своих родителей и ту атмосферу, которую они создают в семье.
Важно родительское влияние. Когда родители должны начинать христианское воспитание своего ребенка? Как только он родится. Начать никогда не рано! Анна посвятила малыша Самуила Господу еще до его рождения (1 Цар. 1:11).
Во Второзаконии 31:9-13 мы читаем, что весь Израиль должен был собираться вместе, чтобы слушать чтение Закона. В стихе 12 говорится: «Собери народ, мужей и жен и детей... чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего». Они все должны были слушать, включая и детей. Они все подпадали под влияние Слова Божьего.
Рассказывают одну историю о маленьком мальчике, которого помещали в центр круга при семейном общении в Господе. Другие четверо членов семьи читали Писание и молились вслух. Казалось, что священная тишина охватывала малыша в течение этого времени, когда он ощущал отношение окружающих его людей и чувствовал царившую вокруг атмосферу. Даже на ребенка, который привык слышать, как его родители читают Слово Божье и молятся, будет влиять благочестивая атмосфера, созданная в семье.
Общие советы
- Учитывайте индивидуальные различия между детьми.
- Учитывайте, что ребенок сам меняется день ото дня.
- Не торопите развитие своего ребенка. Он даст вам знать, когда он готов воспринять новый навык.
- Сделайте заведенный порядок приятным для вашего ребенка, чтобы ои получал от него радость и удовлетворение.
Советы по кормлению
- Готовьте пищу регулярно и сделайте время кормления радостным для ребенка.
- Покажите пример радости и благодарения за пищу.
- Дайте ему яркую, красивую тарелку.
- Позвольте ему есть самостоятельно из тарелки своей ложкой и вилкой.
- Помогите ему закончить, когда он устанет есть самостоятельно.
- Давайте ему маленькие порции и позвольте ему просить добавку.
- Давайте ему сначала основные блюда и только потом сладкое.
- Убедитесь, что он действителъно проголодался, если при кормлении малыш ведет себя беспокойно.
- Уберите все, что он не съел, через тридцать минут.
Советы по уходу
- Регулярно высаживайте ребенка на горшок или водите его в туалет.
- Сразу меняйте его мокрую или запачканную одежду.
- Одевайте его в такую одежду, с которой он может справиться самостоятельно.
- Хвалите его, когда он сам просится в туалет.
Советы, касающиеся сна
- Соблюдайте постоянный режим и помогайте ему закончить день спокойной деятельностью.
- Используйте время перед сном для общения, молитвы, рассказа и т.п. ...
- Сделайте это время счастливым для него.
Вспышки раздражения
Вспышки раздражения могут стать особой проблемой. Следующие советы будут вам полезны: «Неразумно сражаться с ребенком, когда у него «боевое настроение». Позвольте ему пережить вспышку раздражения в одиночестве. Ее причина должна самоустраниться, так как существуют внутренние физические реакции, которым нужно дать «утихнуть», если ребонок не может их контролировать.
Всегда будьте рядом с ребенком во время вспышки раздражения, и если это не превращается у него в привычку, задайте себе следующие вопросы:
- Он себя хорошо чувствуот?
- Он достаточно спал?
- У него было достаточно физической нагрузки и свежего воздуха?
- У него регулярный режим?
- Не возбуждает ли его окружающая обстановка?
- Не слишком ли много вокруг взрослых, которые говорят ему, что делать?
- Есть ли у него другие средства для удовлетворения необходимых нужд?
- Не начинает ли он раздражаться просто ради развлечения?
Если проблемы, присущие этому возрасту, решаются сразу же, то детство и вся последующая жизнь ребенка будут гораздо проще и принесут больше удовлетворения.
|