Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастные психолого-педагогические особенности детей /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Ясельный возраст
• Дошкольный возраст
• Младший школьный возраст
• Младший подростковый возраст
• Старший подросток
• Юношество
• Младенчество
• Ребенок ясельного возраста
• Период раннего детства
• Период среднего детства
• Период позднего детства
• Ранний подростковый период
• Средний подростковый период
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




РЕБЕНОК ЯСЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(от 2 до 3 лет)

Ребенок ясельного возраста не просто готовится к жизни, он уже живет этой жизиыо в настоящий момент! Как здорово иметь дело с этими крошечными жизнями и помогать им сформировать свою личность. Этот маленький ребенок не только с большой готовностью подражает действиям, но воспринимает и хранит в своем сердце и разуме разные отношения.

Следует хорошо запомнить, что когда разум ребенка открывается и он начинает говорить сам, тон голоса для него часто является более важным, чем сами слова. Атмосфера любви и признания необходима для правильного развития ребенка, а тон голоса, который мы используем, может помочь создать атмосферу любви.

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ

  • Быстро продолжается его физический рост.
  • Теперь он в состоянии что-то делать сам. Он способен общаться, используя простой словарный запас.
  • Он знает о других людях.
  • Он в состоянии схватывать основные духовные истины.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Физически — он активен

По мере развития мускулатуры, ребонок начинает использовать многообразные «моторные» действия, требующие постоянных и свободных движений. Хотя он движется почти постоянно, он легко устает, и поэтому нуждается в спокойных занятиях. Он нуждается в огромном количестве свежего воздуха и солнечного света в чистой и счастливой атмосфере.

В этом возрасте довольно очевидны различия в развитии. Взрослые должны быть тактичны, им следует прово дить сравнение ребенка не с другими детьми его возраста, а с предыдущим этапом его собственного развития. И если ребенок крупнее остальных детей своего возраста, не следует ожидать от него из-за этого чего-то большего.

Интеллектуально — он исследователь

Его мир. Двух - трехлетний ребенок продолжает исследовать окружающий его мир.

Теперь ему в этом помогают не только органы чувств. Его мир расширяется благодаря тому, что он может двигаться. Он быстро перемещается из одной комнаты в другую, из дома в сад, требуя постоянной заботы и внимания.

В течение этих лет он впитывает огромное количество информации. Процесс познания в эти годы будет протекать с огромной скоростью, если ему что-то не помешает.

Его чувства. Он хочет познавать и делает это через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус.

Он любит касаться, нюхать и даже пробовать на вкус все, что он видит. Он сосредотачивается не более чем на 2-5 минут, и хотя он может оставить свое занятие на некоторое время, он вернется к нему позже.

Общение. Хотя ребенок ясельного возраста может довольно хорошо общаться с помощью слов, его словарный запас все еще очень ограничен.

Он в состояиии использовать примерно от трехсот до девятисот слов в зависимости от ситуации в семье (читают ему или нет, слушает ли он детские записи и/или телевизионные программы или нет, и т.д.)

Этап «нет».Наиболее употребительным может стать слово "нет". «Нет» часто используется просто для выражения отрицательных ответов как «я не могу...», "я не понимаю" или даже «зачем?» Как вы можете помочь ребенку на этом этапе? Постарайтесь исключить это слово из своего собственного словарного запаса, за исключением тех случаев, когда оно абсолютно необходимо. В беседе с ребенком задавайте вопросы, которые не требуют отрицательного ответа. Когда вы наставляете ребенка, не используйте слово «нельзя» так же часто, как слово «можно». Пусть ваш подход будет более положительным.

«Мое». Слово «мое» так же очень употребительно. Когда малыш научится делиться с другими в игре, он мало-помалу оставит это слово.

Доктор Клайд Наррамор говорит: «Человеку свойственно ставить собственное «я» в центр. Маленький ребенок думает только о себе... Осмысление не приходит само собой, естественным образом. Этому нужно научиться. Как дети учатся осмыслению и рассуждению? Через постоянное наставление и пример... Когда родители внимательны к своим детям, дети воспринимают это как способ жизни и, в свою очередь, становятся внимательными к другим».

Представления. Детские представления о числах, времени и пространстве весьма ограничены. Такие слова, как «много», "давным-давно" и «далеко» имеют для ребенка больше смысла, чем конкретные числа, время и расстояние.

Зрительный контакт. При разговоре с маленьким ребенком будет легче привлечь его внимание, если у вас с ним существует зрительный контакт. Может быть, будет необходимо сесть на корточки или на маленький стул для того, чтобы ваши глаза были на уровне его глаз. Вы должны говорить тихим и приятным голосом, используя простые и немногочисленные слова, стараясь, чтобы ваши указания были положительными: «Давай-ка сделаем вот это!» то «Не делай этого».

Простота. Ребенок любит предметы, которые знакомы ему, и он будет хотеть слышать одну и ту же историю снова и снова. Ему нравятся простые рассказы, но он будет часто прерывать их. Он любит музыку, особенно ритмичную.

Социально — он эгоцентричен

Научить делиться. Ребенок ясельлого возраста будет все еще играть один, а не с другими детъми. Когда в игре участвуют и другие дети, он должен научиться делиться с ними своими игрушками. Иногда маленькому ребенку бывает нелегко научиться этому. Общение с детьми его собственного возраста дома или в яслях поможет ему научиться общаться с другими детьми. К трем годам он будет многое знать о том, как делиться и играть с другими детьми. В это время он может уже подружиться с детьми, которые живут по соседству. Хотя он может и поссориться с ними, эти ссоры будут лишены какой-либо злобы.

Антиобщественное поведение. Если ребенок начинает вести себя ллохо, начинает ссориться или махать кулачками, он узнает, что за такое поведение он будет разлучен с другими детьми. Если дети надлежащим образом воспитаны в своих собственных семьях, у них будет гораздо меньше проблем вне дома.

Исправление. «Наказание ребенка шлепком конкретно, эффективно и быстро. Оно более полезно, чем постоянные придирки или выговоры, и соответствует Писанию (Прит. 13:24). Однако его нужно применять, чтобы научить ребенка, а не выместить гнев родителя. Есть хорошее правило — не прибегать к порке до тех пор, пока вы не можето честно сказать: «Это больнее для меня, чем для тебя». Безусловно, если вы наказываете поркой маленьких детей, у вас не будет необходимости думать об этом, когда они станут старше.

Эмоционально — он боязлив

Домашние страхи. Ребенок ясельного возраста эмоционально нестабилен и доминирующим чувством у него является страх. Большинство страхов воспринимается от взрослых, так как ребенок будет подражать реакциям других людей, когда он сталкивается с новыми и непривычными ситуациями. Боязнь незнакомых людей, боязнь темноты и боязнь остаться одному возрастает к трем годам. Поскольку у ребенка в этом возрасте очень развито воображение, взрослые должны быть осторожны, чтобы не внушить ему страхи, которые будут расти и развиваться в его мозгу. Иногда страхи остаются на всю жизнь. Мы должны давать ему чувствовать нашу любовь и защиту и учить его постоянной Божьей любви и заботе на таких стихах, как 1 Пет.5:7; Пс.55:4 и Быт.26:24.

Страхи в яслях. Домашние дети, у которых было мало контактов с другими детьми, будут бояться толпы и беспорядка. Работающие с детьми этого возраста должны посещать ребенка на дому и встречать его с любовью и вниманием, когда он приходит в ясельную группу. Дети чутко относятся к окружающей обстановке, и детская комната должна быть как можно более веселой.

Духовно — он подражатель

Ребенок ясельного возраста подражает действиям и отношениям родителей, братьев и сестер, хотя он их даже не понимает. «Никакое обучение не оказывает такое влияиие, как образ жизни родителей. Ребенок быстро почувствует отношение взрослого человека, даже прежде, чем поймет значение слов. Когда христианские родители с любовью заботятся о ребенке, помогают друг другу, делятся с другими людьми читают Слово Божье и молятся своему Небесному Отцу они учат своих детей. Все эти действия (и отношения) показывают ребенку, как жить благочестивой жизнью. Но и плохим поступкам начинают подражать очень рано. Родители, чьи проблемы, трудности и незрелые эмоции постоянно проявляются в их действиях и отношениях, увидят свою копию в беспокойном и несчастливом ребенке».

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕГО ДУХОВНЫХ НУЖД

Это важные годы
Каждый год в жизни ребенка является важным, если мы решаем задачу научить его путям Господним. В течение детских лет ребенок впитывает много информации и учится очень быстро. Один детский работник признался: «Если бы вы спросили меня, какой возраст наиболее важен для благовестия детям о Господе Иисусе Христе, я, наверное, ответил бы вам, что это возраст от двух до пяти лет, т.е. тот возраст, который мы называем дошкольным. Я признаю, однако, что за прошедшие годы я не использовал полностью те возможности, которые Господь давал мне в обучении этих детей, так как я не осознавал полностью потенциала этих ранних лет».

Общение через любовь
И эмоционально, и духовно маленький ребенок нуждается в защите и любви. Если он не чувствует этой любви, то он может попытаться привлечь к себе внимание, и таким образом могут появиться проблемы с дисциплиной. Он должен чувствовать защиту любви как дома, так и в группе в яслях или детском саду.

«Понимание, забота, дружелюбие и любовь воспитателя в яслях задают темп развития радостных взаимоотношений и эффективного процесса познания». Более всего маленький ребенок нуждается в познаниях о Слове Божьем, о Божьей любви и постоянной заботе о нем. Он также может узнать о Божьем Сыне Господе Иисусе и о Боге, Творце всей вселенной. Он может научиться говорить с Богом в молитве, когда он слышит, как молятся другие. Он можетузнать, что Церковь является Божьим домом, и может научиться быть благодарным Богу, когда он видит, как другие люди поклоняются Ему.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»