Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастные психолого-педагогические особенности детей /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Ясельный возраст
• Дошкольный возраст
• Младший школьный возраст
• Младший подростковый возраст
• Старший подросток
• Юношество
• Младенчество
• Ребенок ясельного возраста
• Период раннего детства
• Период среднего детства
• Период позднего детства
• Ранний подростковый период
• Средний подростковый период
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




РАННИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
(12-14 лет)

Растущая независимость отмечает первую часть подросткового периода. Важнейшая задача каждого родителя заключается в том, чтобы в детстве наставить зависящего от него во всем малыша таким образом, чтобы он стал независимым взрослым человеком. Время испытания наступает в подростковом периоде или периоде «выхода в свет».

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ

  • Приспособляемость к быстрорастущему телу;
  • установление здоровой подростковой независимости;
  • достижение чувства самоосознания;
  • самоприятие, признание и развитие хороших сторон и признание и исправление плохих сторон.

В то время как в период позднего детства мы имели «большого ребенка», в раннем подростковом периоде мы имеем «маленького взрослого». Ибо, как и в периоде раннего детства, для человека наступает время физических изменений, роста и развития.

Но физические проблемы раннего подросткового периода осложняются теми изменениями, которые происходят в половой сфере. Эти изменения необходимы для того, чтобы человеческое тело могло принять форму зрелого взрослого человека. Если молодой человек знает и понимает причины этих изменений, ему будет гораздо легче принять все сложности, возникающие в результате этого в его эмоциональной сфере. Подросток 12-14 лет нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его даже тогда, когда подросток сам себя не понимает, который будет любить его и проявлять терпимостъ, даже когда ему кажется, что его больше не любят.

Родитель или учитель может стать таким человеком, если он или она придерживаются следующих правил:

  • сохраняет открытыми пути общения;
  • предоставляет множество интересного, что стимулирует интерес подростка;
  • направляет мудрым советом;
  • предлагает свою дружбу; и мы могли бы добавить:
  • приобретает и сохраняет их доверие.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Физически — он меняется

Рост и развитие неравномерны. В этом возрасте подросток растет не только быстро, но и неравномерно. За один год он может поправитъея на 5 кг и вырасти на 12 см. Так как девочки взрослеют быстрее, чем мальчики, они в этом возрасте будут немного выше и будут иметь больший вес. Быстрый рост подростка вызывает в нем волчий аппетит, и он будет жадно поглощать сладости и высококалорийную пищу. Его растущие мышцы нуждаются в укреплении и активной деятельности, подросток будет очень озабочен своим излишним ростом, весом или другими физическими качествами.

Внутренние перемены. Происходят жизненно важные перемены и внутри организма. Кроме развития половых органов, растут конечности и сердце увеличивается в размере почти в два раза. Голосовые связки могут удлиниться вдвое, что приводит к ломке голоса у подростка. Из-за неравномерного роста костей молодой человек может совершать неловкие движения, что вызывает большое смущение, потому что кажется, что он теряет контроль над своими руками и ногами.

Когда тело подростка растет и у него прибавляются силы, он переживает приливы энергии, сменяемые апатией. Иногда он может показаться ленивым, но на самом деле это естественный способ защиты организма от чрезмерного напряжения.

Интеллектуально — он критик

Изменения в мышлении. Наряду с физиологическими изменениями у подростка изменяется и мышление. Он уже не принимает с готовностью все то, что ему говорят, и подвергает это критике.

Он настроен особенно критично к авторитетам. Было бы неплохо снабдить его необходимыми материалами, которые дали бы ему возможность доказать самому себе те истины, в которых он сомневается. Ему будет трудно принять ео соображения, которые идут в разрез с его желаниями.

Приобретение знаний. Он набирается практической мудрости, суждений и здравого смысла, но его знания будут накапливаться быстрее, чем опыт. В зтом возрасте он хорошо запоминает, но у него должна быть для этого причина. Он хочет принимать свои собственные решения, и хотя он не признает приказов, но открыт для предложений. Он начинает строить планы на будущее и поэтому нуждается в том, чтобы его учили важности познания Божьей воли для его жизни.

Приобретение опыта. Ему нужно предоставить возможность изучать различные предметы для того, чтобы расширить его кругозор. Полученный опыт и накопленные знания превратят его критицизм в убеждения.

Желание преуспеть. Ему нужны возможности преуспеть в том, в чем он может использовать свои природные дары и способности. Если такая возможность не предоставляется, у него может развиться комплекс неполноценности. Он готов полностью посвятить себя тому, чтобы усовершенствовать свои способности. У него часто возникаот желание попытаться сделать что-то непрактичное или даже невозможное!

Социально — он желает дружбы

Разрыв семейных связей. Когда подросток чувствует растущее желание дружить с группой сверстников, он естественно начнет избегать как младших братьев и сестер, так и родителей.

Если родители подготовили своих детей к этому периоду, они и сами будут готовы к тому, чтобы ослабитъ контроль и позволить детям определить меру независимости, которой они жаждут. Однако если они не сохраняют открытыми «пути общения» и не направляют своих детей мудрым советом, то это может вызвать длительные трения и даже открытое противостояние. А это, в свою очередь, может привести к полной потере контроля со стороны родителей.

Группа сверстников. Так как молодой человек все более привязывается к группе своих сверстников, единственное его желание состоит в том, чтобы быть принятым ими. Множество проблем может быть предотвращено, если группу сверстников составляют подростки-христиане, имеюшие общее желание служить Господу. Но если группа сверстников состоит не из христиан, то даже обращенные молодые люди пожертвуют своим свидетельством и христианским характером делая то, что неугодно Господу, лишь бы быть принятым в эту группу. Как же важно, в таком случае, чтобы его воспитание до подросткового возраста помогло ему подготовиться к этим неспокойным годам искущений. Как же необходимо, чтобы именно группа его сверстников могла предложить ему христианскую дружбу.

Личные друзья. Так как девочки взрослеют раньше, чем мальчики их возраста, девочек раннего подросткового периода могут иитересовать более старшие мальчики. Они будут с радостью дружить с девочками их собственного возраста. Мальчиков в этом возрасте девочки могут интересовать, а могут — и нет, но им всем будет нравиться иметь личных друзей одного с ними возраста и пола.

Эмоционально — он неустойчив

Эмоции подростка этого возраста неустойчивы и зависят от его физического состояния. Ему не хватает эмоционального контроля — то он испытывает радость и ликование, то впадет в глубочайшее отчаяние. Во многих случаях он будет слишком бурно реагировать на определенные ситуации — громким смехом или плачем без причины. Как часто молодой человек с криком: «Ты ничего не понимаешь!» будет захлопывать за собой дверь в свою комнату! Это тяжелые моменты как для подростков, так и для их родителей, которые должны постараться обеспечить защиту и понимание, чего в сущности желают подростки.

Духовно — нуждается в изменении

Духовная напряженность. «Учителя данной возрастной группы часто недооценивают духовные способности подростков.

Обращение действительно является изменением, и в этот особый период, когда перемены запрограммированы самой жизнью, духовные изменения следует ожидать также сильно, как и изменения физические. Духовные переживания подростка являются подчеркнуто личными... Обладая свободой выбора решения, он продолжает или прекращает посещать служения в церкви на основании личного убеждения. Он хочот иметь такую религию, которая работает, которая будет изменять его жизнь, удовлетворять стремления и менять его идеалы».

Он знает, что хорошо и что плохо, но ему не достает воли и способности делать то, что хорошо. Он нуждается в наставлении так же, как и раньше, в том, каковы Божьи нормы и как одержатъ победу над грехом.

Необходимо спасение. Если подросток этого возраста еще не принял Христа своим Спасителем, то это время является хорошей возможяостью, чтобы призвать его сделать это. Это станет именно тем духовным изменением в его жизни, в котором он нуждается, и укажет путь для дальнейшего духовного роста в течение оставшихся лет юности. Если он не примет Христа сейчас, то может быть навеки потерян, ибо это не только время для «заключения заветов, но и для рождения преступников». По некоторым оценкам, один из пяти подростков станет преступником. Вот ответ на это: благовествуйте детям Евангелие, пока они еще дети.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЕГО ДУХОВНЫХ НУЖД

Подтверждение принятых решений

Духовная характеристика ребенка раннего подросткового периода — это изменение или обращение. Под обращением мы необязательно понимаем принятие Христа как Спасителя, так как подросток мог уже родиться свыше. Однако в этот период физических изменений и интеллектуального критицизма, когда он может входить в группу сверстников, не являющихся христианами, подростку нужны новые переживания в Господе (основанные на его возрождении и являющиеся результатом этого), которые изменят и призовут и «обратят» его.

Переживание «настоящего» спасения

Помните, что спасение трояко. Детей, которые пережили «прошлое спасение», нужно наставлять в радости существования «спасения настоящего» и поощрять стремиться к «спасению будущего»! Молодой человек, который принял Христа в детстве, все это время рос духовно и усваивал как духовиое знание, так и духовный опыт. В то же время он должен учиться, как жить победоносной жизнью. Этому надо учить постоянно и делать на этом особый акцент в данное время. Если Христос уже является примером для подростка и центром его жизни, он должен продолжать посвящать всю свою жизнь Христу и должен быть научен служить Ему определенным и действенным образом.

Наша обязанность

Так как подростки хотят иметь преимущества взрослых, но не их обязанности, церковный труженик должен стоять перед ними, как пример, рядом с ними, как товарищ и друг, и за ними, как тот, кто поддерживает и ободряет... Подростки нуждаются в мудрости свыше, которая "во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна" (Иаков 3:17)».



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»