Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастные психолого-педагогические особенности детей /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Ясельный возраст
• Дошкольный возраст
• Младший школьный возраст
• Краткая характеристика особенностей школьного возраста
• Младший подростковый возраст
• Старший подросток
• Юношество
• Младенчество
• Ребенок ясельного возраста
• Период раннего детства
• Период среднего детства
• Период позднего детства
• Ранний подростковый период
• Средний подростковый период
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
(6-9 лет)

Особенности физического развития.

Активны, энергичны, деятельность хорошо скоординирована – много играет и много трудится.
Младшие школьники нуждаются в спокойных и не скучных занятиях. Дайте им возможность исполнять подвижную песенку, держать перед собой текст песен, чтобы все видели, участвовать в викторине и т.д. Вы избавитесь от множества проблем с поведением, чередуя спокойные и активные части урока.

Молочные зубы меняются на постоянные.
С интересом воспринимайте их очередную потерю молочного зуба. Можно даже применить какую то игровую форму, чтобы ребенку не жалко было их терять. Объясняйте им процесс дальнейшего развития.

Растут медленно, небольшие мышцы на руках еще не до конца скоординированы, но постоянно совершенствуются.
Тренируйте крупные мышцы детей. Почаще выполняйте с ними разнообразные несложные движения, которые не утомят детей, а помогут дальнейшему вниманию на уроке. Чаще используйте на занятиях карандаши для развития ручной моторики.

Восприимчивость к болезням, сопротивление выше, период инфекционных болезней.
Младшим школьникам необходим свежий воздух в помещении, в котором не слишком жарко и не слишком холодно. Это помогает им лучше думать, легче дышать, не на столько засоряя бронхи пылью. Чаще проветривайте класс (каждые 20-30 минут – на каждой перемене). Избегайте многолюдности, не давайте микробам размножаться.

Острота чувств.
Старайтесь применять наглядно-практические пособия. Дайте детям возможность их рассмотреть, потрогать и попробовать.

Особенности умственного развития.

Мыслитель, которому для большего понимания необходимы картинки и предметы.
Детям в таком возрасте нуждаются в активном участии при обучении. Мыслить для них – значит делать. Чтобы им понять – нужно видеть. Они должны быть участниками действий. Рассказывайте им о том, что они видят. Превратите увиденное в слова, чтобы ваши ученики извлекли как можно больше из картинки, фильма или других средств обучения.

Любят использовать новые слова, говорить о пережитом и о новых идеях.
Выделяйте побольше времени на то, чтобы они рассказывали вам о том, чему вы их учите. Это поможет им легче воспринимать новые идеи.

Очень любят рассказы.
Краткое напоминание о рассказанном на прошлом занятии поможет им связать продолжение с уже известной частью истории. Дети начинают прослеживать жизнь Иисуса Христа. Используйте истории, которые не требуют специальных разъяснений.

Требуют справедливости в отношениях.
Важно разумно выбирать учебные примеры и наказывать только при полной уверенности в том, что мера наказания соответствует проступку.

Учатся чтению и с удовольствием читают вслух.
Выявите читающих слабо и помогите им. Дайте возможность читать на занятиях Библию вслух – это помогает больше полюбить ее. Никогда не торопите, выделяйте побольше времени, чтобы найти ту или иную книгу в Библии, когда имеется необходимость. Пойте сначала достаточно медленно, чтобы все дети могли уследить за текстом песен.

Обладают богатым воображением.
Дети могут легко отождествить себя с библейским персонажем и исполнить эту роль в театрализованной сценке. Они пытаются различать реальность и фантазию, поэтому избегайте использование придуманных историй на фоне библейских сцен. Они сбивают с толку детей данного возраста. Не дайте в будущем детям разочароваться.

Особенности социального (общественного) развития.

Хотят играть с другими – для них важно иметь близких друзей.
Укажите детям путь установления дружеских отношений. Предложите то, что ребенок может сделать для своего одноклассника. Друзья могут помогать друг другу в заучивании или еще в чем - либо на уроках воскресной школы.

Хотят участвовать во всем, но не умеют полностью оценивать свои способности
Младшим школьникам совместная деятельность приносит радость. Используйте их энергию и живость. Им нравится петь группой, поэтому чаще используйте эту радость детей в театрализованной деятельности для престарелых, инвалидов, либо просто работая на зрителей. Используйте любую деятельность с детьми, которая демонстрирует идеи вашей школы.

Развиваются навыки общения.
Вы можете помочь, рассказывая истории о детях, которые были дружелюбны и готовы прийти на помощь, но в то же время были решительны и поступали правильно. Помогите каждому ребенку быть принятым в группе, подчеркнув его положительные качества и призывая других к дружелюбию. Уделяйте больше внимания самому робкому ребенку, чтобы он приобрел навыки общения. Понаблюдайте, как дети относятся друг к другу во время выполнения совместной работы.

Подражают взрослому, которого любят.
Авторитет взрослых чрезвычайно важен для младших школьников. Дети уважают их авторитет. Они доверяют учителю, могут копировать его действия и речь. Им очень необходимы ваше одобрение, внимание и любовь. Не разочаровывайте их в себе!

Осознают свою уникальность.
Младшие школьники любят на выставке видеть поделки, сделанные своими руками. Организуйте специальную полку для таких выставок, и они с радостью придумают и сделают отличные работы. Пусть они приносят вырезки или рассказы из дома, с гордостью выставляя свои поделки, и рассказывают о них посетителям и друг другу.

Особенности эмоционального развития.

Формируют самосознание.
Не оставляйте без внимания никого. Предоставляйте возможность отвечать на занятиях каждому. Младшим школьникам нравится, когда их замечают. Они оценивают себя по вашему отношению к ним и благодаря вашей положительной поддержке приобретают уверенность в себе. Растущее самосознание временами делает детей самокритичными и вникающими в себя. Они впервые сравнивают себя с другими детьми и узнают, что они нужны.

Нуждаются в одобрении и любви взрослого.
Воодушевляйте детей в минуты сомнений в себе. Делайте все возможное, чтобы помочь вашим мальчикам и девочкам развивать свои положительные стороны и руководствоваться ими. Расскажите им о различиях между детьми и о том, что Бог любит каждого по-своему. Помогите детям принять другого, не похожего на остальных.

Многого боятся.
В этом возрасте дети боятся темноты, зубного врача, опоздания в школу, встреч с новыми людьми, боятся, что их не любят, что не выполняют что-то вовремя. Некоторые их страхи вы можете преодолеть рассказами или своим любящим отношением к ним.

Очень чувствительны и обидчивы.
Будьте внимательны к чувствам каждого ребенка. Чаще разговаривайте с детьми о их проблемах. Посоветуйте ему, заверьте его в своей любви, окажите побольше внимания, а затем предложите заняться чем-то интересным. Активная деятельность отвлекает от мрачных мыслей.

Часто обманывают.
Помогите детям избегать слишком соблазнительных ситуаций. Объясните что такое честность, насколько она важна в жизни, расскажите истории о честности и научите детей молиться, когда им хочется обмануть.

Особенности духовного развития.

Легко запоминают и могут усвоить много информации из Библии.
Следует часто проводить практические занятия по Библии. Останавливайтесь на самых известных книгах. На этих занятиях вы могли бы рассказать детям, как была написана Библия, какова последовательность ее книг, как находить в ней стихи и главы.

Во всем стараются держаться правил – понимает 10 заповедей.
Объясните заповеди, учитывая уровень детей, помогите запомнить их и позаботьтесь, чтобы ваше обучение было применимо в жизни на данном этапе.

Деятельны, расширяют свои трудовые навыки.
Призывайте детей помогать друг другу. Труд для другого играет важную роль в формировании характера. Вы можете организовывать программы, где будет участвовать вся воскресная школа. Вы можете научить их работать вместе и испытывать от этого радость. Поговорите о пережитых радостных чувствах, когда они хорошо справились с работой или помогли кому-то.

Беспокойство о правоте и неправоте. Различие белого и черного.
Чаще общайтесь с детьми вне занятий. На занятии же применяйте Библию к конкретным ситуациям, чтобы помочь принять верное решение. Растолковывая отрывки из Библии, опирайтесь на примеры из жизни. Так детям будет легче понять и определить для себя важное. Правильно трактуйте ошибки, чтобы не поранить чью-то душу. Хвалите и выделяйте детей за хорошее правильное поведение. Применяйте твердость в отношении неправильного, чтобы детям легче было различать черное от белого.

Осознание спасения, осознание греха.
Необходимо помочь детям осознать, что их спасение в руках Господа. Но в то же время дать понять, что прежде нужно видеть в себе те поступки, которые уводят от спасения. Подбирайте конкретные библейские истории по данной теме и рассуждайте вместе с детьми. По необходимости работайте с детьми вне занятий.

Краткая характеристика возрастных особенностей данного возраста



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»